26.02.2009 МГД отметила 15-летие деятельности научно-практической конференцией 15-летие Московской городской думы (МГД) отметили 26 февраля в здании Московского городского университета управления (МГУУ) проведением научно-практической конференции. После приветственного слова участникам конференции ректора МГУУ Василия Глущенко, оценившего создание «творческого союза» МГД, исполнительной власти города и МГУУ как крайне позитивный симптом прошедших полутора десятилетий, слово взял заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, полномочный представитель мэра Москвы в Московской городской думе Валерий Виноградов, отметивший ведущую роль МГД в глубочайших социально-экономических преобразованиях, произошедших со дня первого избрания депутатов в столичный орган законодательной власти 12 декабря 1993-го года. «Было много сложностей, опасностей и даже соблазнов скатиться в дешёвый популизм, так распространённый тогда, невысокого качества политиканство, критиканство федеральных властей, но первый профессиональный парламент несмотря ни на что был создан и принял за 15 лет 840 законов, двести из которых являются основополагающими. Этим законам сегодня нужна систематизация и кодификация», - заметил В.Виноградов. Авторитет депутата МГД сегодня, по его словам, носит еще и представительный характер. В.Виноградов поблагодарил за тесное сотрудничество с МГД учёных-правоведов, Контрольно-счетную палату Москвы, добавив, что добрыми традициями МГД стали многопартийность, цивилизованное разрешение споров и желание найти в них истину. Почетный гость конференции, президент Палаты депутатов Берлина, член Комитета по вопросам экономики и технологий, член партии СДП Вальтер Момпер заявил, что законодательный опыт Москвы внимательно изучается в Германии, особенно в части федеративного устройства территорий, которое, по мнению В.Момпера, наиболее удобно и эффективно. «Мы продолжим сотрудничество с Москвой и предлагаем оплатить стажировку студентов МГУУ, некоторые из которых прекрасно говорят по-немецки, сроком на полгода или год. Они смогут подробно изучить опыт берлинского законодательства», - пообещал В.Момпер. Председатель Московской городской думы Владимир Платонов в масштабном обзоре законодательной деятельности МГД проследил ее истоки со времен учреждения столичного самоуправления указом Екатерины II от 21 апреля 1785-го года, отмененным Павлом I и восстановленным Александром I. Городское Уложение, принятое при Александре II, упрочило столичное самоуправление, зафиксировало его независимость, отменило сословный принцип организации думы. В феврале 1917-го была введена пропорциональная система выборов и всеобщее избирательное право. Московская дума, признавшая советскую власть, была распущена и при новом избрании стала называться Советом народных депутатов, неоднократно менявшим название вплоть до Моссовета и роспуска 7 октября 1993 года указом президента России Бориса Ельцина за номером 1594. «12 декабря 1993-го года мы избрали 35 депутатов. Порядок избрания неоднократно менялся, сегодня у нас действует и мажоритарная система, и система выборов по партийным спискам. Для партий 10%-ный барьер заменен на 7%-ный, что положительно сказывается на явке избирателей. Многопартийность позитивно сказывается на деятельности МГД», - считает В.Платонов. Субъектами законодательного права сегодня могут быть и депутаты МГД, их группы и комиссии, а также мэр Москвы, прокурор Москвы, председатель городского Арбитражного суда, население. «Нашу законодательную деятельность можно разделить на три этапа – с 1994-го по 1998-ой шло формирование правового поля Москвы, когда мы вступили на правовую целину, образованную отмененными законами РСФСР, далее – с 1999-го по 2005-ый годы - мы совершенствовали московские законы в связи с изменениями федерального законодательства, а начиная с 2006-го года по настоящий момент проходит этап устойчивого функционирования законодательной системы города», - сообщил В.Платонов. Системообразующими законами столицы являются, по его словам, закон о законодательных актах Москвы, регламент работы МГД, закон о бюджетных процессах, надолго опередивший федеральный Бюджетный кодекс, Устав города Москвы, защищающий интересы москвичей в судах, закон о статусе депутата МГД, закон об основах малого предпринимательства в Москве, предусматривавший поначалу гораздо более широкую систему льготирования, сокращенную впоследствии федеральным законом, а также закон о расселении «коммуналок», установивший 10 категорий льготников, из которых федеральное законодательство позволило оставить только три. «МГД разграничила полномочия властей, приняла активное участие в формировании территориальных органов самоуправления, проводит назначения на должности мировых судей, вдвое увеличив судейский корпус, приняла Генеральный план реконструкции и развития города. При этом ни один закон Москвы не противоречит федеральному законодательству: из 99 законов города, оспариваемых в судах, удовлетворены прошения по 23-м случаям исков, причем лишь 5 полностью, а 23 – частично. Две нормы отменены в Конституционном суде РФ», - добавил В.Платонов. В дальнейшем МГД намерена активно вмешиваться в работу Госдумы РФ, совершенствуя механизм отклоненных законов, разработанных в регионах. «Нам также интересен опыт Германии по передаче землям федеральных полномочий. Мы вообще недостаточно используем возможности собственной Конституции, позволяющей регионам на основе заключения определенных договоренностей с федеральным центром использовать те или иные законодательные полномочия», - заключил В.Платонов. ИА "Альянс Медиа" |