03.02.2009  Москва: введение ЕНВД для малых предприятий пока нецелесообразно

   Вводить в Москве единый налог на вмененный доход субъектов малого предпринимательства пока нецелесообразно. Такое мнение высказали представители трех столичных департаментов (поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг и экономической политики и развития) 2 февраля на заседании бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы.
   Комиссия рассмотрела результаты обследования Контрольно-счетной палатой Москвы влияния введения единого налога на вмененный доход субъектов малого предпринимательства в сфере торговли и услуг на налоговые доходы города и на стимулирование развития малых предприятий.
   Объектами обследования стали: Управление федеральной налоговой службы по городу, Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Москве, а также субъекты малого предпринимательства столицы, осуществляющие виды деятельности, в отношении которых может быть введен единый налог на вмененный доход.
   Как сообщает пресс-служба МГД, в ходе обсуждения законодатели попытались выяснить, целесообразно ли вводить в столице данный вид налогообложения. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - один из четырех специальных налоговых режимов в Российской Федерации, который предполагает особый порядок определения элементов налогообложения и освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов.
   ЕНВД может быть введен в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применен наряду с общей системой налогообложения.
   Основным отличием ЕНВД от других специальных режимов и общего налогового режима является то, что размер уплачиваемого налога не зависит от экономических результатов предпринимательской деятельности налогоплательщика. Налогоплательщик уплачивает налог не с фактически полученного дохода за налоговый период, а с вмененного дохода, который определяется расчетным путем. Величина вмененного дохода определяется путем умножения базовой доходности за налоговый период на величину физического показателя и корректирующего коэффициента, которые устанавливаются законом представительного органа власти.
   По данным КСП, анализ практики применения ЕНВД в регионах Российской Федерации показал, что этот режим налогообложения в настоящее время введен по отдельным видам деятельности во многих субъектах РФ, кроме столицы.
   По мнению аудиторов, одной из основных проблем в применении ЕНВД является отсутствие механизма объективного обоснования базовой доходности различных видов деятельности. Установленные ставки базовой доходности часто не соответствуют реальным доходам предпринимателей.
   Согласно выводу палаты, введение ЕНВД в регионах не привело к упрощению налогового учета и контроля и стимулированию деловой активности. Практика введения ЕНВД в субъектах РФ показала немало спорных моментов, что приводит к многочисленным судебным разбирательствам. Роль ЕНВД в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации незначительна.
   Что касается Москвы, то здесь из 14 видов предпринимательской деятельности, в отношении которых, на взгляд КСП, целесообразно введение ЕНВД, данная система налогообложения имеет смысл лишь в отношении одного вида деятельности - по распространению и размещению наружной рекламы.
   По мнению Контрольно-счетной палаты города, в случае введения в Москве единого налога на вмененный доход (ЕНВД) возможно как увеличение, так и уменьшение налогового бремени налогоплательщиков, в зависимости от вида их деятельности, физических характеристик и результата финансово-хозяйственной деятельности.
   Необходимым условием подготовки региона к введению ЕНВД палата считает определение корректирующего коэффициента базовой доходности. При введении ЕНВД в Москве необходимо предусмотреть дополнительные финансовые и кадровые ресурсы для управления этим налоговым источником доходов.
   Наконец, как полагают в КСП, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о введении ЕНВД в столице в отношении таких видов предпринимательской деятельности, как оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, а также в розничной торговле.
   В ходе дискуссии представители трех городских департаментов - поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг и экономической политики и развития - высказали общее мнение о нецелесообразности введения в Москве ЕНВД.
   В итоге председатель БФК депутат Игорь Антонов (фракция «Единая Россия»), поблагодарив палату за проделанную работу, отметил, что неоправданно высокие трудозатраты города на администрирование единого налога на вмененный доход в результате не улучшат жизнь малых предприятий города.
   По его мнению, в условиях финансового кризиса сегодня вообще было бы нецелесообразно изменять налоговую систему, поскольку в этот период это способно лишь ухудшить состояние отечественной экономики.
   ИА "Альянс Медиа"