27.01.2009  Москва: меры поддержки малого бизнеса особенно важны в кризисный период

   Лекцию о роли малого предпринимательства в развитии экономики города Москвы прочел 27 января в Московском городском университете управления правительства Москвы министр правительства Москвы, руководитель Департамента развития и поддержки малого предпринимательства города Москвы Михаил Вышегородцев.
   «В Москве насчитывается более 350 тысяч субъектов малого предпринимательства, из которых 150 тысяч так называемых индивидуальных предпринимателей, то есть предприятия без образования юридического лица. Федеральным законом «О поддержке малого и среднего бизнеса» N209-ФЗ установлено, что предприятие с количеством работающих до 15 человек и годовым оборотом до 60 млн рублей является микропредприятием, малым – с количеством работающих от 16 до 100 и годовым оборотом до 400 млн рублей, а средним – с количеством работающих от 101 до 250 человек и годовым оборотом до 1 млрд рублей», - заметил М.Вышегородцев.
   В Москве, по его словам, большинство малых предприятий заняты в сфере торговли, общественного питания и услуг (55%-57%), однако второе место, что скорее негативно, занимают, по выражению М.Вышегородцева, «ничего не производящие» малые предприятия по управлению недвижимостью, то есть сдающие малым предприятиям нежилые помещения в аренду (22% от общего количества МП в Москве).
   «Остаток – примерно 20% - составляют малые предприятия строительной сферы и ЖКХ, их примерно 10-12%, и по 2-3% принадлежит производственному, социальному (в медицине, образовании, организации досуга, социальной защите населения) и инновационному бизнесу, что, конечно же, для города неприемлемо мало», - привел городскую статистику М.Вышегородцев.
   Москва выстраивает политику поддержки малого бизнеса, помогая стартующим предприятиям. В области финансовой поддержки город помогает всем малым предприятиям, претендующим на поддержку, компенсируя им процентную ставку по кредитам, а также обеспечивая льготный и упрощенный доступ в кредитам.
   «Такие меры особенно важны в кризисный этап развития мировой экономики», - подчеркнул М.Вышегородцев.
   Созданный в столице Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы включил в себя вместе с федеральными деньгами 3 млрд рублей, на которые приобретены паи одного из паевых инвестиционных фондов и которые являются кредитными гарантиями, предоставляемыми малым предприятиям.
   «Малому предприятию достаточно быть поручителем 30% кредита, остальное обеспечивается фондом. С ним работает 23 банка, принявших условия работы с фондом, в их числе Банк Москвы, ВТБ 24, Альфа-Банк и другие. Что касается ВТБ 24, банк создал микрофинансовое агентство, позволяющее получить до 350 тысяч рублей без какого бы то ни было поручительства, лишь при анализе бизнес-плана», - заметил М.Вышегородцев.
   Он выразил сожаление, что в последнее время ставки по кредитам выросли в среднем до 25% годовых, тогда как ставка рефинансирования ЦБ РФ равна 13%.
   «Было бы неплохо, если бы банки держали ставку на уровне 18%, но им, видимо, иначе сегодня не выжить. Поэтому мы, город Москва, компенсируем две трети процентной ставки, то есть 9%, тем малым предприятиям, которые работают в семи приоритетных для города отраслях – производстве, инновациях, ЖКХ, бытовом обслуживании, социальных услугах, ремесленничестве и молодежном предпринимательстве. При этом федеральный закон запрещает поддерживать малые предприятия, реализующие акцизные товары, в частности, алкоголь. У Москвы в связи с этим возникает достаточно много проблем с общественным питанием – ни один открывающийся ресторанчик, в меню которого есть спиртные напитки, не подлежит нашей поддержке», - продолжил М.Вышегородцев.
   Он рассказал о механизме получения малым предприятием Москвы субсидий. По его словам, вместе с федеральными деньгами на субсидирование МП только в 2008-ом году было выделено 600 млн рублей, в 2009-ом под эти цели зарезервировано 800 млн рублей.
   «В основном субсидии пойдут на поддержку «стартующих», а далее - на молодежь и инновации. Для того чтобы получить субсидию, малое предприятие должно представить адекватный бизнес-план, и в этом ему помогут территориальные агентства поддержки предпринимательства, существующие вот уже двадцать лет в каждом округе. Они бесплатно проконсультируют предпринимателя, бесплатно составят ему бизнес-план, окажут помощь в преодолении административных барьеров. Эксперты префектур рассмотрят предоставленный бизнес-план на финансовой комиссии и вынесут решение о субсидировании, которое и будет рассматриваться в нашем департаменте», - пояснил М.Вышегородцев.
   Чтобы избежать коррупции, вывести чиновника за рамки процедуры, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы ввел бальную систему оценки малого бизнеса.
   «Предприниматель в силах и сам подсчитать, на сколько «тянет» его бизнес-план, и если он «не дотягивает» до получения субсидии, может отказаться от претензий на нее», - подчеркнул М.Вышегородцев.
   В 2008-ом году размер субсидии для инновационного бизнеса составлял 200 тыс. рублей, для инновационного – 1 млн, а в 2009-ом первая сумма вырастет до 500 тысяч, а вторая останется, скорее всего, прежней.
   «Надо сказать, что поначалу даже испытывая проблемы с заявками на субсидии, под конец года мы выдавали субсидии и в размере 2,5 млн рублей, и 5 млн рублей, и 20 млн рублей, и даже 50 млн рублей. На такие суммы закупалось в основном оборудование для улучшения производственного цикла и качества продукции, иные деньги шли на получение международных сертификатов качества продукции и услуг, продвижение товаров, участие в региональных и зарубежных выставках и ярмарках», - подчеркнул М.Вышегородцев.
   Он напомнил, что как раз в целях поддержки малых предприятий в области продвижения своих товаров в городе и за его пределами работает целая Система межрегиональных маркетинговых центров, а также Центр промышленной субконтрактации и партнерства, ищущий крупные предприятия, готовые разместить часть своего заказа на малых предприятиях.
   «Не затруднюсь с примерами удачного партнерства – официальный дилер компании Renault «Автофрамос» сотрудничает с двадцатью московскими МП в области производства комплектующих, также и липецкие холодильники торговой марки Ariston пользуются продукцией московских МП. Москва ведет несколько реестров МП, в том числе экспортно ориентированных МП, а также крупных организаций, готовых размещать заказ на малых предприятиях», - продолжил М. Вышегородцев.
   «Что же касается имущественной поддержки, Москва приняла беспрецедентное решение: арендная плата за нежилые помещения заморожена и составит в ближайшее время всю ту же сумму в 1000 рублей за квадратный метр, с НДС – 1200 рублей за кв. м. Вам, думаю, известно, что 18 тысяч малых предприятий арендует в городе ежегодно 1 млн 700 тыс. кв. м нежилых помещений. Потери столичного бюджета от замораживания арендной ставки составят 5,7 млрд рублей. Эти деньги должны пойти на ликвидацию последствий кризиса, модернизацию производства», - заявил М. Вышегородцев.
   Согласно данным мониторинга, проводимого Департаментом поддержки и развития МП, лишь 15% предпринимателей столкнулись с кризисными явлениями, однако, и это волнует департамент гораздо больше, 90% опрошенных ждут ухудшения состояния своего бизнеса уже в ближайшее время.
   «Малый бизнес, по некоторым оценкам, формирует до 35% московского бюджета. В целях поддержки инновационного бизнеса мы построили 29 технопарков, в городе действует 3 бизнес-инкубатора, однако это не значит, что торговле закрыт путь к столичной поддержке – микрофинансовый центр, например, в 80% случаев поддерживает именно торговые предприятия. В ближайшее время мы выкупим еще один имущественный комплекс для сдачи его площадей в аренду», - пообещал М. Вышегородцев.
   Он посетовал на отсутствие четкого механизма обеспечения малому бизнесу 20% госзаказа в Федеральном законе N94-ФЗ, выразив одновременно оптимизм, связанный с переоценкой величины лотов, предоставляемых малому бизнесу на аукционах, – с 2-3 млн рублей лоты для малого бизнеса вырастут до 10-15 млн рублей.
   «Вообще же для Москвы, если речь идет о капитальном ремонте зданий, средний лот равен 50 млн рублей. В 2009-ом году 12% торгов в Москве было выиграно представителями малых предприятий», - отметил М. Вышегородцев.
   Город, по его словам, в ближайшее время примет собственную антикризисную программу, внеся параллельно изменение в городское постановление N420 о поддержке малого и среднего бизнеса, сделав основной упор на финансовую и имущественную поддержку.
   «Мы полагаем, малый бизнес должен располагать бесплатными консультациями, услугами Неотложной правовой помощи. Этой нашей службе уже полтора года: мы сами закупили машины, оснащенные различной аппаратурой, платим зарплату квалифицированным юристам. В случае чего особо ретивых проверяющих можно не только «приструнить», призвать к порядку юридическими методами, но и задокументировать их действия с помощью видео», - объяснил М. Вышегородцев.
   Проверки, по его мнению, должны быть либо плановыми, либо заявки на них должны проходить через прокуратуру. Городское постановление об этом уже почти готово, и есть вероятность, что такие же нормы примут на федеральном уровне.
   «Для нас важной статьей является информационная поддержка бизнеса. Мы (совместно с Департаментом рекламы) компенсируем половину затрат на наружную рекламу, половину затрат на выставочно-ярмарочную деятельность, в том числе за рубежом. Индивидуальное, а не групповое участие в выставках также чрезвычайно важно в кризисный период», - отметил М. Вышегородцев.
   150 млн рублей в год тратится Департаментом развития и поддержки малого предпринимательства на программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей.
   «Молодым бизнесменам, женщинам, сидевшим с детьми, а также тем, кто кровно нужен городу, мы компенсируем 100% затрат на обучение и переподготовку. Бизнес и сам финансирует переобучение, если ему необходимы такие курсы. 100% оплачивается самим бизнесом, когда речь идет о бухгалтерской отчетности. Новации в законодательстве интересуют практически всех. В последнее время появляется электронная отчетность, и наши специалисты рассказывают об уполномоченных городом организациях и об электронных ключах, выдаваемых ими для сдачи отчетности дистанционно. Кстати, обучение азам бизнеса можно пройти именно так, на расстоянии, через Интернет: сайт Системы дистанционного бизнес-образования включает более 70 обучающих модулей. Под брендом «Альянс Медиа» работает еще 40 сайтов, посещаемость которых превышает 100 тыс. человек в день, на них можно найти любую информацию о предпринимательстве», - заключил М. Вышегородцев.
   ИА "Альянс Медиа"