12.01.2009  Москва: предприниматели не все знают о проверках

   В конце 2008 года Центр развития предпринимательства ВАО Москвы по поручению префектуры Восточного округа провел опрос руководителей малых предприятий с целью определить, является ли контрольная деятельность административных органов барьером на пути развития малого бизнеса в округе.
   В анкетировании приняли участие 123 респондента, которым было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся оценки мотивов, побудивших проверку на предприятии, справедливости предъявленных претензий и требований, проблем взаимодействия с контролирующими органами.
   На первый взгляд, напрашивается такой вывод: контроль, осуществляемый на предприятиях различными органами, так или иначе является препятствием для развития малого бизнеса. На это прямо указали 26,8% опрошенных. Еще 31,7% респондентов считают, что проверки мешают развитию бизнеса отчасти. Однако, как показывает дальнейший анализ, объяснение может крыться либо в недооценке функционально-смысловой нагрузки проверки либо в правовой некомпетентности предпринимателей.
   К сожалению, в предпринимательском сообществе широко распространено мнение, будто любая проверка вредит делу, потому что контролеры вносят в привычный ритм деятельности некий элемент неразберихи. Кроме того, на устранение причин недостатков, выявленных проверкой, как правило, требуются финансовые средства. То, что проверка, например, противопожарного состояния помещений предприятия или санитарного соcтояния кухни нацелена прежде всего на то, чтобы обезопасить жизнь людей, работающих на предприятии и потребляющих предоставляемые им услуги, в расчет предприниматели, как правило, не берут. Хотя почти 20% принявших участие в анкетировании заявили о том, что проверки их предприятий в этом году были проведены по жалобе жильцов близлежащих домов (в 7,3% случаев) и потребителей товаров и услуг (в 13% случаев).
   Вместе с тем отрадно отметить, что исследование выявило довольно большую группу предпринимателей (21,1%), которые высказались о том, что административный контроль никак не влияет на деятельность их предприятий. А 5,7% руководителей даже уверены в том, что проверки их предприятий приносят пользу, и их можно рассматривать как помощь предприятию. 27,6% респондентов убеждены, что предъявленные к ним во время проверки требования справедливы.
   Подтверждением правовой неосведомленности предпринимателей является тот факт, что, несмотря на мнение об отрицательном влиянии контрольной деятельности на развитие бизнеса, лишь 17% опрошенных обжаловали результаты проверок в судебном или административном порядке: 14,6% из них обратились в суд, 1,6% - в межведомственную комиссию по устранению административных барьеров и 0,8% - к руководству органа власти, направившего на предприятие контрольную комиссию. Остальные 67,5% предпринимателей либо не усмотрели в действиях проверяющих никаких нарушений, либо по каким-то другим причинам действия контрольных комиссий не обжаловали.
   Еще одним свидетельством низкого уровня правовой культуры предпринимателей можно считать то обстоятельство, что 34 из 123 руководителей заявили о неимоверно большом количестве (от 10 до 20) проверок, проведенных на их предприятиях за год. Еще столько же (35 предпринимателей) утверждают, что их предприятия подвергались проверке 10 и менее раз. 10 человек насчитали более 20 проверок в год. С одной стороны, вероятно, дело в том, что зачастую обычный визит участкового с целью паспортного контроля воспринимается предпринимателями как плановая проверка, хотя в действительности рядовое посещение милиционером предприятия ничего общего с работой проверочной комиссии какого-либо административного органа не имеет и вряд ли внесет в привычный уклад работы предприятия сумятицу, которую можно определить как препятствие для развития бизнеса.
   С другой стороны, контролирующих органов действительно очень много, так что 20 проверок — почти по 2 в месяц — представляются вполне возможными при условии несогласованности в осуществлении ими контрольной деятельности.
   Больше всего проблем у предпринимателей возникает во время проверок, которые проводят на предприятиях органы налоговой инспекции — на это указали 35% опрошенных, пожарные (24,4%), милиция (23,6%) и Роспотребнадзор (21,1%). По всей вероятности, объясняется такая градация тем, что на сферу деятельности вышеназванных органов приходится большее количество правонарушений, допускаемых в том числе и на малых предприятиях: несвоевременная подача сведений о доходах, попытки каким-то образом их завуалировать, нарушения паспортного режима, мер пожарной безопасности, неудовлетворительное санитарное состояние на предприятиях питания и торговли, несоответствие условий труда работников нормам Трудового кодекса и т.п. В то же время представители этих контролирующих организаций, видимо, не обладают в достаточной степени навыками убеждения, прибегая сразу же к крайним мерам принуждения — санкциям, предусмотренным законодательством Москвы и страны в целом.
   Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы. Во-первых, контрольную деятельность различных органов было бы целесообразно согласовать по месту и времени с тем, чтобы направлять на предприятия комплексные группы. Это позволит существенно сократить количество проверок.
   Во-вторых, для повышения уровня правой культуры предпринимателей заинтересованным контрольным органам стоит подумать о проведении с бизнесменами семинаров, круглых столов, во время которых и разъяснять им вопросы, находящиеся в компетенции этих органов.
   ИА "Альянс Медиа"