29.12.2008  Москва: малый бизнес не бросят на произвол судьбы

   2009 год, как считают и аналитики, и обыватели, будет непростой. МК постарался просчитать ожидаемые плюсы и минусы для предпринимателей, не забыв при этом о плюсах и минусах года уходящего. Что из этого вышло? Как наше малое бизнес-сообщество переживает мировой финансовый кризис-2008? Насколько сильно будут спутаны бизнес-планы предпринимателей и государственные программы по развитию малого предпринимательства в 2009 году? О том, что никогда нельзя сдаваться и останавливаться, о том, что всегда нужно думать на перспективу, рассказывает президент Международной ассоциации "Система ММЦ" Елена Емельянова.
   В.: Можно ли говорить о том, что финансовый кризис, кризис экономический в нашей стране только начинается?
   
О.: В общем, это так. Все объясняется тем, что любой кризис имеет разные фазы. Есть фаза финансовая, которую, в общем, и со всем миром мы уже прошли. Благо, что наши граждане знакомы со словом "биржа" не так близко, как те же европейцы или американцы. Поэтому, говоря откровенно, россияне не очень переживают по поводу падения рынка ценных бумаг.
   Но есть еще одна фаза кризиса - экономическая. В этот период мы уже вступили. А за экономической фазой кризиса следует фаза социальная. И вот здесь мы находимся только в самом начале пути. Вспомните выступление премьер-министра Путина в ноябре - уже тогда основная масса вопросов, которые задавали граждане, была связана с увольнениями. А если речь идет о градообразующих предприятиях или об одном градообразующем предприятии в очень небольшом городе? Проблема увольнений сотрудников хотя бы одного крупного завода становится для всех жителей и предприятий этого городка глобальной.
   В.: Можно ли утверждать, что в создавшейся ситуации наиболее комфортно себя чувствует московский малый бизнес? Судя по итогам работы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, все годовые отчеты будут выглядеть оптимистично.
   
О.: Если говорить об итогах года на сухом языке статистики, они нормальные, хорошие, плановые. Но опять же, и в Москве уже начинаются увольнения, сокращение рекламных бюджетов, т.е. оптимизация расходов. Но, по крайней мере, такие данные позволяют смотреть на перспективы наступающего 2009 года если не с оптимизмом, то хотя бы с большой надеждой на то, что Москва действительно думает о малом бизнесе и не бросит его на произвол судьбы и в 2009 году.
   Что будет в будущем году? Скорее всего нас ждет корректировка антикризисных мер, и причем, что называется, "с колес". Многие программы, меры, мероприятия будут подстраиваться под ситуацию. Хотя уже очень много объявлено и сейчас. В частности, 1300 рублей за 1 кв. метр в год для арендаторов муниципальной площади. Мера, бесспорно, отличная, но не для всех. Ведь, несмотря на такие позитивные действия со стороны столичного правительства, полностью проблемы аренды в условиях кризиса решить не удастся. Потому что льготные ставки, установленные правительством Москвы, никаким образом не отразятся на тех малых предприятиях, которые "сидят" на коммерческой аренде. А таких большинство.
   Безусловно, положительным моментом станут инициативы, высказанные нашим премьер-министром. Многие из них правительство Москвы предупредило, а какие-то меры реализуются, что называется, в режиме "онлайн". Например, президент высказался за серьезную финансовую поддержку малого предпринимательства. Малому бизнесу в создавшейся ситуации действительно как никогда раньше необходимо увеличение именно финансовой составляющей. Потому что очень трудно малым предприятиям, не располагающим действительно серьезным и большим залогом, получить кредиты в банке.
   Москва откликнулась на этот призыва мгновенно. Столичный фонд содействия кредитованию увеличил уровень гарантий до 70%, а также поднял порог денег - расширил суммы кредитов, которые можно получить предпринимателю или малому предприятию. С удвоенной силой заработало и микрофинасовое агенство.
   Другими словами, делается очень многое и в связи с ухудшающимися условиями ведения бизнеса, и просто на перспективу, причем основная часть антикризисных мер направлена на финансово-имущественную сферу. И это, с одной стороны, правильно.
   А с другой стороны, мне кажется, что нам не следует забывать и о других составляющих поддержки малого бизнеса – таких, как консультации и информирование. Известно: кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. И работа в том числе и в данном направлении должна быть обязательно продолжена.
   Так, мы уже сегодня начали проект под названием "Создание коллективного бренда для малых предприятий". Я думаю, что он очень своевременный. В том числе и в кризисных условиях. Коллективные, отраслевые бренды в условиях серьезной финансовой ограниченности, которая в первую очередь отражается на урезании рекламного бюджета маленького предприятия, необходимы малым предприятиям как воздух. И раньше - до кризиса малому предприятию в единственном числе было трудно выйти на какой-то рынок. А в сегодняшних условиях это становится просто невозможно. Тем более что даже крупные предприятия объединяются. Например, совсем недавно четыре очень крупные IT-компании объявили о своем намерении объединиться под единым брендом, сохраняя при этом и свое юридическое лицо, и даже торговую марку. Они понимают, что объединенными усилиями могут захватить определенную часть рынка быстрее, нежели порознь. Тем более это важно для предприятий небольшого и среднего размера.
   В.: Есть ли какие-то очевидные плюсы для малого бизнеса в создавшейся ситуации? О.: Появится реальный шанс для импортзамещения в каких-то определенных нишах. В целом же любой компании очень важно не опускать руки, а в своих методологиях идти вперед и работать на будущее. Кризис рано или поздно закончится. А вот какими мы из него выйдем: будем ли долго и мучительно восстанавливать свои позиции или сразу же пойдем вперед - все это зависит от нас, а также от того, как мы будем работать сейчас.
   Полностью выполнена программа по поддержке малого бизнеса столицы. Все задачи, поставленные перед Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, осуществлены. Принят и вступил в силу закон "О поддержке малого и среднего предпринимательства" №60 от 26.11.2008 г. Принят ряд антикризисных мер, направленных на поддержку столичного малого бизнеса.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"