22.12.2008  Малый бизнес Москвы демонстрирует высокую кризисоустойчивость

   
    В ноябре текущего года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с центрами развития предпринимательства всех административных округов города Москвы начал проведение целенаправленного мониторинга по изучению влияния возникших в экономике кризисных явлений на деятельность предприятий, относимых действующим законодательством к субъектам малого предпринимательства. Результаты предназначены для выработки необходимых мер поддержки столичного малого бизнеса. С помощью специального анкетного опроса изучаются состояние внутрифирменных показателей, характеристики внешней экономической среды и намерения на ближайшую перспективу от микро- и малых предприятий, работающих практически во всех сферах городского хозяйства: в торговле, на рынке коммунальных, социальных и персональных услуг, в обрабатывающем производстве, в сфере научных исследований и разработок, на рынке телекоммуникаций и многих других. Как правило, опрашиваются владельцы (совладельцы) предприятий и/или представители их директорского корпуса. Итоги мониторинга подводятся в еженедельном режиме. На сегодняшний день в базе данных накоплена информация о положении дел и планах на ближайший квартал от 1267 малых фирм и предприятий.
    Исходя из совокупного анализа всех данных, можно констатировать, что разразившийся финансовый кризис в сильной степени затронул деятельность порядка 11%, а по «полной программе» - 4% московских предприятий. В эту группу микро- и малых предприятий входят те, которые столкнулись с падением всех или большинства из следующих 4 показателей (при их сравнении с первым полугодием нынешнего года): падение объемов продаж и выручки; рост затрат на производство и себестоимость; повышение собственных цен реализации товаров и услуг; снижение обеспеченности собственными денежными средствами.
    Наиболее существенно финансовый кризис повлиял, по мнению малого бизнеса, на изменение затрат на производство, себестоимость и на пересмотр закупочных цен у поставщиков/контрагентов. В том и другом случае - в сторону повышения. Так, на увеличение затрат на производство или продажи жалуются представители почти каждого второго предприятия (49,4%). Несколько реже обеспокоенность по этому поводу высказывают на микропредприятиях с численностью сотрудников до 5 человек (43%), чаще - на малых предприятиях (от 16 до 100 человек) (54%).
    Малый бизнес беспокоят изменяющиеся, к сожалению, не в лучшую сторону, взаимоотношения с деловыми партнерами – поставщиками/контрагентами. 62% констатируют, что из-за кризиса со стороны последних произошли изменения в ценовой политике в сторону повышения закупочных цен.
    Несмотря на воздействие названных и других неблагоприятных кризисных факторов, большая часть предприятий свидетельствует, что им удается все же оставаться по масштабам объемов продаж на уровне первого полугодия нынешнего года. Балансовый индекс, если его исчислять по соотношению доли предприятий, у которых произошло падение по данному показателю, и числом предприятий, где объемы продаж не только не снизились, но и увеличились, имеет положительный знак и составляет в целом по выборке + 20,3%.
    В положительной зоне, несмотря на финансовый кризис, остается и балансовый индекс «Обеспеченность собственными денежными средствами». В целом он остается за весь период мониторинга в положительной зоне.
    Обнадеживающими свидетельствами позитивных настроений в сфере малого предпринимательства являются высказываемые намерения о планах предприятий на ближайшие три месяца по таким значимых направлениям, которыми являются расширение производства и предполагаемая кадровая политика.
    Что касается планов по масштабам предстоящей деятельности, то демонстрируемые в среде малого бизнеса Москвы ориентиры можно уверенно характеризовать вполне оптимистичными. Только 13% предпринимателей сегодня твердо заявляют, что собираются в ближайшие три месяца сокращать производство. Подавляющая часть предпринимателей (65%) ориентируются на оптимистичные бизнес-планы: 35% придерживаются политики на поддержание или сохранению существующих объемов производства, а 30% настроены на расширение масштабов деятельности. На 63% опрошенных предприятиях не рассматриваются планы по сокращению персонала. Наоборот, примерно на половине из них рассчитывают на сохранение существующего кадрового состава, а на другой половине - на привлечение новых работников.
   Более подробные данные проводимого мониторинга накапливаются с помощью портала «Аналитика малого бизнеса» (www.giac.ru) в разделе «Мониторинг финансового кризиса».
   ИА "Альянс Медиа"