19.12.2008  А.Карпов: субсидию в 300 млн руб. получили малые предприятия в сфере ЖКХ

   Не всякая система городского жизнеобеспечения имеет может работать без надежды на экономический рост и развитие производства. Коммунальщики города, к примеру, просто обязаны жить полнокровно и ритмично, ибо от их труда зависит основа жизни москвичей – домашний, уличный и производственный быт.
   Но сказать, что работники системы ЖКХ города купаются в деньгах, - значит покривить душой. Они, как все в столичном бизнесе, нуждаются в постоянной поддержке правительства города. И получают ее по первому требованию. А вот каким образом, на каких условиях, на какие сроки и под какие проценты – на эти вопросы читателей “Вечерней Москвы” отвечает Александр Карпов, первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы.
   В.: Какую роль играет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города в развитии бизнеса в сфере городского ЖКХ?
   
О.: Наш департамент занимается лишь законотворческой работой и вопросами государственного регулирования. Если сказать проще, то бюджет города через наш департамент финансирует предоставление разных услуг, в том числе и в секторе ЖКХ. Есть несколько видов и форм поддержки предприятий, работающих в малом бизнесе коммунального хозяйства города. Это консультационная, образовательная, имущественная, финансовая. В следующем году у нас появится новая функция – защита законных прав юридических лиц. То есть юридическая защита малых предпринимателей. Она действует и сейчас. Но в следующем году это уже будет наша прямая государственная обязанность. Комбинация этих форм поддержки в сфере ЖКХ – полная и всеобъемлющая, то есть предоставляем весь спектр услуг.
   В.: Например?
   
О.: Например, сейчас у нас завершаются конкурсные процедуры по предоставлению субсидий в сфере ЖКХ. В этом году (с августа) городской бюджет уже предоставил малым предпринимателям в системе городского ЖКХ субсидии на сумму почти 300 миллионов рублей.
   В.: На какие цели имеют право малые предприниматели тратить эти субсидии?
   
О.: Только не на премии, даже за очень хорошую работу! Главная цель предоставления субсидии – закупка предприятием основных средств производства. Это могут быть и строительные леса, и экологически безупречно оборудованные грузовики для вывоза мусора, строительная техника, ремонтные машины. То есть мы предоставляем субсидии для возмещения затрат малого бизнесмена на приобретение именно таких крупных покупок.
   В.: Что это за предприниматели, получающие такую финансовую поддержку от правительства города?
   
О.: Это те бизнесмены, которые работают по контрактам, заключенным с ДЕЗами. Только тот бизнес, который работает внутри городской системы жизнеобеспечения, может рассчитывать на такую помощь.
   В.: 300 миллионов рублей субсидий, выделенных за 4 месяца, – это много или мало?
   
О.: Это в пределах возможностей городского бюджета. По моему личному мнению, вполне достаточно. Главное, чтобы такая финансовая помощь предпринимателям не стала разовой акцией (и мы намерены эту помощь предоставлять и впредь). Ведь мы таким образом помогли примерно 100 малым предприятиям.
   В.: На следующий год к вам выстроится очередь за субсидией из самых оборотистых предпринимателей. Среди них больше половины придут по второму разу. Что тогда?
   
О.: Субсидия предоставляется только один раз. Конечно, не за жизнь, а в пределах действия программы развития малого бизнеса. Программа рассчитана на 3 года. То есть городскими деньгами воспользуются 300 предприятий из 6 тысяч имеющихся.
   В.: А последние получат помощь от правительства Москвы через 20 лет?
   
О.: Гораздо быстрее. Тем более она не всем нужна. Да не все и достойны, чтобы им помогали (достойные определяются конкурсом). Помощь достанется лучшим и работающим наиболее эффективно.
   В.: Как определить, кто лучший, а кто в арьергарде?
   
О.: Для этого достаточно просмотреть прирост выручки, прибыли, аккуратность и способность уплаты налогов в городской бюджет, количество вновь созданных рабочих мест, объем своих собственных денежных вложений.
   В.: У департамента есть возможность проверить эффективность использования бюджетной субсидии? Например, остановить старый мусоровоз, узнать, что его хозяин получил субсидию и не обновил машинный парк, и наказать нерадивого?
   
О.: Такого права у нашего департамента нет. Мы не можем останавливать на улице коммунальный транспорт и контролировать получателей субсидий натуральным, так сказать, образом. Все эти функции отлично выполняют другие специалисты – коммунальщики, экологи. Тем более в контрактах четко прописано, какую технику обязан закупить бизнесмен. Приобрести “мерседес” вместо мусоровоза и провести его по отчетности ему не удастся. А вот финансовый отчет о том, как использована субсидия, предприятие должно предоставить именно нам. Тут мы и видим, насколько точно, согласно первоначальной заявке бизнесмена, она использована.
   В.: Москвич может поинтересоваться, почему по улице громыхают старые самосвалы, мусоровозы и прочий рабочий транспорт в неприглядном виде? Узнать потом, какому предприятию он принадлежит, и получало ли оно субсидию?
   
О.: Отвечаю: господа журналисты и общественники, в следующем году мы предоставим общественности публичный реестр получателей субсидий! Заходите в Интернет и интересуйтесь! Это возможно и сейчас, но в следующем году такая процедура будет уже закреплена законом. Достаточно зайти на сайт нашего департамента. Увидите там полный реестр получателей городских субсидий.
   В.: И тогда можно будет найти нерадивого предпринимателя из сферы ЖКХ, получившего субсидию, и пожаловаться на его нерадивость прямо в департамент?
   
О.: А почему бы и нет?! Меры будут приняты незамедлительно. При этом не надо забывать и о том, что добросовестные бизнесмены, работающие в системе малого бизнеса ЖКХ города, с удовольствием узнают о том, что москвичи выражают им свою искреннюю благодарность. Ведь известно – доброе слово и кошке приятно.
   В.: Мэр Москвы Юрий Лужков неоднократно заявлял, что в системе ЖКХ города не могут работать компании с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Однако они работают. При предоставлении городских субсидий вы учитываете этот “фактор немощности” управляющей компании?
   
О.: Конечно. Но нас волнует не столько уставной капитал, сколько прирост оборота средств, его динамика – выручка, прибыль, инвестиции. Мы это легко по балансу предприятий проверяем. Там ничего не скроешь. Подделать баланс трудно – он сначала проходит проверку в налоговой инспекции, а потом уж попадает к нам. Поэтому соискатель субсидии не должен иметь задолженностей по платежам в бюджет. Если такая задолженность есть, то субсидии ему не видать.
   В.: То есть вы помогаете только благополучным?
   
О.: Мы помогает тому, кто в этой помощи нуждается, успешному, укладывающемуся в сроки окупаемости субсидии. Поясняю: у большинства предприятий, работающих в сфере ЖКХ города, контракты с ДЕЗами заключены только на 1 год. Чтобы окупить современный экологически оборудованный мусоровоз, им надо, к примеру, 3–4 года. Банк такому заемщику отказывает. И что ж теперь – не жить, завалиться мусором? Правительство города не может этого допустить. Поэтому субсидию, необходимую для приобретения современной техники, предоставляем мы. Не в полном размере – оплачиваем 50 процентов стоимости покупки. Нельзя развращать предпринимателя “халявой”.
   В.: То есть ДЕЗы, не заключая контракты с предпринимателями на длительные сроки, таким образом сдерживали развитие городской системы ЖКХ?
   
О.: Да, но это не их вина. В стране (и в Москве, естественно) было только годовое планирование. Теперь оно увеличено до 3 лет. Думаю, дела с предоставлением банковских кредитов пойдут быстрее.
   В.: То есть можно ожидать, что у вашего департамента станет меньше соискателей субсидий – они пойдут в банки?
   
О.: Не думаю так. Просто у соискателей субсидий поменяются запросы. Они начнут покупать новую, суперсовременную технику. Тем более что мы не оплачиваем покупку полностью. Это рискованно для бюджета. Мы выдаем субсидии “рубль на рубль”, проверяя таким образом добросовестность получателя бюджетных денег.
   В.: Однако вернемся к творческим обязанностям вашего департамента. Какие консультации оказывают его сотрудники предпринимателям в сфере ЖКХ?
   
О.: Мы заказываем для малых бизнесменов профессиональное обучение. К примеру, как правильно сверстать бюджет, как эффективно управлять предприятием, применять новые технологии, заниматься энергосбережением. Кроме оплаты обучения управленцев, мы оплачиваем подготовку специалистов рабочих профессий… В.: … Сантехников, например?
   
О.: Да, сантехников. Предприниматели направляют свои кадры на обучение, а мы его оплачиваем. В этом году мы оплатили подготовку 300 слесарей-сантехников. Могли бы и больше. Но в городе пока мало учебных заведений, которые готовят таких специалистов. Оплачиваем обучение водителей на грузовые автомобили, прорабов. В городе, например, не хватает составителей сметы работы предприятия – сметчиков. Оплачиваем и их обучение.
   В.: Сколько стоит бюджету города обучить такого специалиста?
   
О.: Минимальный срок обучения в 72 часа стоит 15–20 тысяч рублей. Более сложные программы обучения по 1500 часов стоят до 250 тысяч рублей. При этом мы компенсируем до 100 процентов стоимости обучения.
   В.: Насколько эффективна такая трата бюджетных денег?
   
О.: Уверяю вас, деньги на ветер не летят. Каждый выпускник сдает экзамены, получает диплом государственного образца. В условиях масштабного кризиса мы даем людям возможность получить новую денежную профессию, чтобы прокормить и себя, и семью.
   В.: То есть не исключено, что слесарями-сантехниками станут инженеры космических аппаратов и генеральные конструкторы?
   
О.: Ну, с такимим специалистами вряд ли на предприятиях расстанутся. А вот бывшие банковские служащие смогут получить достойную работу. Да и зарплата там неплохая… В.: …Да и на руку дают.
   
О.: Чаевые? А почему бы и нет?! Если официант в ресторане их достоин, то почему в них отказывать добросовестному и старательному сантехнику?.. Конечно, баловать нельзя, но поощрять добросовестный труд никто не запрещает. Мы же любим получать премии за хорошую работу. Надо привыкать и давать вознаграждение.
   В.: Александр Евгеньевич, какой малый бизнес может быть в системе ЖКХ, кроме управляющих компаний?
   
О.: Это вы зря так считаете. В системе городского жилищно-коммунального хозяйства работает большое количество предприятий, которые можно отнести к категории малого бизнеса. Эти организации вывозят мусор, подметают улицы, ремонтируют дороги, проводят капитальный ремонт жилых домов.
   Практически все работы по озеленению и благоустройству территории города выполняют фирмы, которые представляют собственно малый бизнес. Да в городе в системе ЖКХ еще работают и ГУПы (государственные унитарные предприятия). Но многие из них в будущем году прекратят свое существование. Это будет сделано не волевым решением, а по закону, который требует, чтобы унитарные предприятия были преобразованы в коммерческие.
   В.: Что такое нынешние ДЕЗы – ГУПы, коммерческие или иные образования? Как их теперь называть?
   
О.: Нынешние ДЕЗы столицы – стопроцентные государственные унитарные предприятия, то есть ГУПы.
   В.: Все 125, имеющихся в Москве?
   
О.: Все.
   В.: А ведь шел разговор о том, что они будут приватизированы и станут самостоятельными коммерческими структурами?
   
О.: Пока они таковыми не стали. Но на следующий, 2009-й, год все они стоят в плане на приватизацию. Не исключено, что в процессе приватизации они тоже станут предприятиями малого бизнеса.
   В.: Нельзя ли уточнить: полная коммерциализация ДЕЗов в следующем году – это гарантия или задумка правительства города?
   
О.: Точно ответить за сроки приватизации ДЕЗов не могу. Ведь она будет проходить не в тиши чиновничьих кабинетов, а открыто, посредством конкурсов. Подготовка к конкурсу – сложная и длительная процедура. Какой из ДЕЗов окажется в следующем году достаточно подготовленным к такой процедуре, тот будет приватизирован. Остальные выстроятся в очередь.
   В.: То есть мы с вами не можем сейчас сказать москвичам, что 1 января 2010 года в городе ни одного ДЕЗа в виде ГУПа не будет?
   
О.: Нет, не можем. Есть план приватизации различных организаций города. Он утвержден правительством Москвы. По нему-то и проводится приватизация.
   В.: Вы лично клиент ДЕЗа?
   
О.: Нет. Потому что не все жилые дома в городе управляются ДЕЗами. В моем доме работает управляющая компания. Ведь в городе сейчас уже есть почти 4 тысячи товариществ собственников жилья (ТСЖ). Конечно, на 28 тысяч жилых домов всего города это маловато. Но уже нельзя сказать, что вся Москва на милость ДЕЗам отдана. К сожалению, москвичи не слишком активно объединяются в ТСЖ. Общие собрания домов чаще всего в качестве управляющей компании выбирают все те же ДЕЗы. Это для них понятная и знакомая структура.
   В.: Вы довольны работой вашего ТСЖ?
   
О.: Работает. Мне нравится. Должен сказать, что если правильно и хорошо работает ТСЖ или ДЕЗ, то москвичу совершенно не важно, кто его обслуживает. Такая структура незаметна, и многие даже не знают, как она называется.
   В.: То есть ТСЖ не является объектом малого бизнеса?
   
О.: Совершенно верно. Это общественная организация собственников жилья. Даже если оно управляет домом, заказывает какие-то работы, сдает в аренду помещения дома или территорию вокруг него, то все равно оно не является субъектом малого бизнеса. Потому что не преследует цель получить прибыль от своей работы.
   В.: Но ведь получает! Сдав, к примеру, подвал под кафе или ресторан.
   
О.: Выручка эта идет не на расширение производства и получение прибыли, а для покрытия собственных расходов. Это отличает ТСЖ от управляющих компаний и ДЕЗов, которые являются, по сути, коммерческими организациями и имеют цель – извлечение прибыли.
   В.: Вы довольны тем, как развивается малый бизнес в системе ЖКХ города или надо что-то поменять в системе его поддержки?
   
О.: Малый бизнес в ЖКХ – это вечный двигатель. Пока будет жить город, будет развиваться и сфера его услуг. Мы уже отладили систему финансовой поддержки малых предпринимателей, укрепляем аппарат юридической “скорой помощи”, настроили контрольные функции департамента. Эта схема работы уже позволяет отлаживать свою работу, так сказать, на марше. И мы будем ее отлаживать.
   ИА "Альянс Медиа"