10.12.2008  Москва: принят закон о бюджете на ближайший трехлетний период

   10 декабря Мосгордума приняла Закон «О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов». На реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики в 2009 году будет дополнительно направлено 50 млрд рублей, сообщает пресс-служба МГД.
   По словам редактора документа, руководителя Департамента финансов города Юрия Коростелева, расходы казны на предстоящий трехлетний период были оптимизированы, чтобы сохранить сбалансированность бюджета. В частности, ряд расходных статей уменьшен в связи с экономическим кризисом. Несмотря на это, по мнению исполнительной власти, объемы бюджетных ассигнований обеспечат необходимый уровень финансирования первоочередных и неотложных расходов и сбалансированность с объемами финансовых ресурсов.
   По сравнению с первоначальными прогнозами доходная часть бюджета Москвы будет сокращена на 143,3 млрд рублей в 2009 году, на 182,3 млрд рублей в 2010 году и на 217,6 млрд рублей в 2011 году.
   Что касается расходов, то они уменьшились на 202, 183 и 260,7 млрд рублей соответственно. Корректировка расходной части казны на трехлетний период предусматривает по целому ряду направлений уменьшение ассигнований в среднем на 10-12%.
   Вместе с тем Юрий Коростелев отметил, что объявленные ранее обязательства города по повышению уровня оплаты труда в бюджетных и государственных учреждениях, поэтапному увеличению городских доплат к пенсиям неработающего населения и всех других выплат населению социального характера будут обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами.
   Кроме того, бюджетом предусмотрены средства и на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики в размере 30 млрд рублей и 40 млрд рублей на 2009 и 2010 годы соответственно. Эти деньги пойдут на оказание финансовой поддержки хозяйствующим субъектам - производителям товаров, работ и услуг, имеющим определяющее значение для сохранения производственного потенциала реального сектора экономики и участвующим в реализации социальных и других программ мегаполиса.
   За счет этих средств при необходимости могут быть увеличены расходы на дополнительное обеспечение обязательств города, к числу которых относятся доплаты к пенсиям и другие виды социальной помощи населению.
   Предоставление бюджетных средств в качестве финансовой поддержки предполагается осуществлять в форме субсидий и бюджетных инвестиций. На реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики в 2009 году дополнительно направят 50 млрд рублей.
   Наконец, чтобы оптимизировать расходную часть казны, решено также пересмотреть состав объектов бюджетных инвестиций, которые являются взносами города в уставные капиталы ряда акционерных обществ.
   В своем выступлении председатель Контрольно-счетной палаты города Виктор Двуреченских предложил законодателям поддержать изменения к расходной части бюджета.
   Вместе с тем он обратил внимание на то, что при подготовке бюджета требования Бюджетного кодекса были выполнены не в полной мере. Это негативно сказывается на качестве бюджетного документа, подчеркнул глава ведомства.
   Бюджетный документ не содержит полной картины того, как в конечном итоге будет выглядеть расходная часть казны города, отметил Виктор Двуреченских. В частности, не указана информация о конкретных объемах бюджетных ассигнований по каждому ведомству, целевым статьям и видам расходов. Не полностью отражена в бюджетных показателях информация об объемах сокращения финансовых обязательств города, касающихся пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат населению. Было бы целесообразно, по мнению КСП, указывать в документе данные по каждому виду таких обязательств.
   Однако председатель Контрольно-счетной палаты города выразил надежду, что в дальнейшем, при внесении изменений в бюджет, необходимость подготовки которых может возникнуть уже в первом полугодии, эти недоработки будут устранены, что, безусловно, повысит прозрачность бюджетных показателей, а значит, и доверие граждан.
   В своем содокладе председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов обратил внимание коллег, что с подобной непростой ситуацией при принятии бюджета столицы законодателям не приходилось сталкиваться уже свыше 10 лет после кризиса 1998 года.
   «Обычно в ходе рассмотрения бюджета в третьем чтении депутаты ломают копья вокруг распределения дополнительно выявленных доходов, стремясь наиболее эффективно освоить их, - сказал он, - сейчас же задача осложнена тем, что приходится сокращать бюджетные ассигнования на конкретные цели по которым ранее уже были приняты предварительные положительные решения. А это весьма болезненно».
   Депутат особо коснулся аспекта финансирования расходов на реализацию антикризисных мероприятий и полномочий правительства Москвы в условиях быстро меняющейся экономической реальности.
   По его мнению, очевидно, что в различных отраслях экономики и на отдельных предприятиях могут возникать сложные ситуации, обусловленные, главным образом, не стратегическими просчетами или ошибками руководства, а прямым воздействием финансового кризиса, дефицитом оборотных средств, неисполнением обязательств со стороны смежников или поставщиков и так далее.
   В подобных случаях предоставление правительству города права осуществлять поддержку предприятий вполне оправданно. Ведь речь идет о выделении экономически обоснованных ассигнований из бюджета производителям товаров, работ и услуг, имеющих определяющее значение для сохранения производственного потенциала реального сектора экономики и участвующих в реализации социальных и других программ города.
   При этом вся ответственность за принятие таких решений возлагается на правительство Москвы, а за заемщиками сохраняется обязанность по уплате процентов в казну города.
   Да, признал Игорь Антонов, эта мера вынужденная и не вполне рыночная. Но если ее не принять, то могут просто прекратить существование многие, нужные для городского хозяйства и имеющие хорошую перспективу предприятия. Поддержав их сегодня, Москва сохранит производственный потенциал города, чтобы сформировать налоговую базу в будущем.
   Говоря об объемах сокращения бюджетных ассигнований, председатель БФК сообщил, что они будут скорректированы в 2009 году в сторону уменьшения: в топливно-энергетическом комплексе почти на 30%; по транспорту на 16%; а по отрасли «Связь и информатика» на 12,5%.
   Дорожное строительство будет профинансировано на 22% меньше, чем это было запланировано в первом чтении.
   Расходы на правоохранительную деятельность в 2009 году, наоборот, вырастут на 15,6% с 35,9 млрд рублей до 41,5, что будет осуществлено в основном за счет повышения заработной платы милиционеров и реализации ряда важных мероприятий в рамках комплексной городской программы борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан.
   В жилищном хозяйстве бюджетное финансирование, без учета капиталовложений, будет сокращено на 16% по сравнению с первоначально планировавшимися показателями.
   В свою очередь коммунальному хозяйству бюджетных ресурсов будет выделено меньше на 17,1%, а на благоустройство - на 10,3%.
   Расходы по отрасли «Культура, кинематография и средства массовой информации» без учета капитальных вложений также подлежат уменьшению.
   Бюджетное финансирование всей социальной сферы в целом, без учета средств Федерального бюджета, сократится в 2009 году с 558,8 до 525,6 млрд рублей, или на 5,9%. Однако при этом по расходным статьям, определяющим уровень жизни москвичей, сокращение не превысит в среднем 4% от ранее запланированных показателей.
   Основная часть сокращения расходов будет обеспечена за счет уменьшения бюджетных инвестиций. Их предстоит урезать на 150 млрд рублей - с 620,9 до 470,9 млрд рублей. Это, к сожалению, негативно отразится на большом количестве очень важных и нужных для города проектов, в том числе связанных с созданием инновационной системы города и поддержкой промышленности. В этом направлении сокращение составит 1,9 млрд рублей.
   Наиболее существенное сокращение инвестиций произойдет в жилищном строительстве - на 27 млрд рублей, в коммунальном строительстве - на 24,4 млрд рублей, по отрасли «Транспорт, связь и информатика» - на 13,9 млрд рублей, а по дорожному строительству - свыше 25 млрд рублей.
   Не избежит проблем и городская программа строительства физкультурно-оздоровительных комплексов. ФОКов будет построено лишь 24 вместо планировавшихся ранее 50-ти. На 4,5 млрд уменьшается капиталовложения в медицину.
   Общий объем городских финансовых ресурсов, включая текущие и капитальные расходы, в 2009 году предстоит сократить на 12,3%.
   В итоге Мосгордума проголосовала за принятие документа, учитывая, что, несмотря на дефицит бюджета, его показатели формируют наиболее приемлемый в текущих сложных и нестабильных условиях вариант структуризации доходов и расходов. Наконец, парламентарии приняли во внимание и тот факт, что депутатскому корпусу предстоит, на основе обновленного и уточненного прогноза социально-экономического развития Москвы, вносить в него необходимые изменения в первой половине будущего года. При этом будут учтены все тенденции, отражающие развитие экономики Москвы и Российской Федерации в целом.
   ИА "Альянс Медиа"