04.12.2008  Москва: для участия малого бизнеса в капремонте нужно увеличить лоты госзаказа

   Для каждого российского региона проблема капитального ремонта жилых домов – одна из основных. На протяжении долгих лет, и в советский, и в постсоветский период, дома в нашей стране в должном объеме не ремонтировались. После принятия нового Жилищного кодекса обязанность ремонтировать свои дома легла на плечи собственников жилья, которым, разумеется, это было не по силам. Решаться эта проблема на уровне государства начала лишь в прошлом году, когда вышел Федеральный закон № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (185-ФЗ), после чего был создан и сам фонд. Из федерального бюджета фонду было выделено 250 млрд рублей, и основной его задачей является доведение этих средств до регионов. Подведению предварительных итогов работы фонда за год, а также обсуждению вопроса капремонта жилья был посвящен круглый стол «Капитальный ремонт жилищного фонда. Опыт регионов», который состоялся в четверг, 4 декабря, в пресс-центре РИА «Новости».
   Как сообщил председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег Толкачев, 250 млрд рублей, находящиеся в распоряжении фонда, - это всего лишь порядка 10% от всей потребности российского ЖКХ, по самым скромным оценкам, на эти цели нужно 2,5 трлн рублей. Однако он полагает, что выделение хотя бы таких средств послужит и уже послужило катализатором решения проблемы капремонта в регионах. Так, обязательным условием выделения субъектам РФ федеральных денег является соответствующее софинансирование с их стороны. Кроме того, 5% всех средств может вносить население.
   По мнению О.Толкачева, уже сейчас можно утверждать, что «закон сработал и получился достаточно удачным»: регионы активно включились в эту работу, идет капитальный ремонт жилья. Сейчас фонд распределяет средства между 75 регионами, причем есть такие, которые взяли уже по два транша. Единоразовое финансирование составляет 700 млн-1,5 млрд рублей, максимально регион в течение одного года может получить 2 млрд рублей. «Для регионов России это небывалая сумма», - заявил О.Толкачев. Он сообщил, что в 2007 году фонд распределил лишь 10 млрд рублей, в этом году, по предварительной оценке, 44 млрд рублей, возможно, до конца года эта сумма увеличится.
   При этом он обратил внимание на то, что 8 регионов по различным причинам не сотрудничают с фондом. Одним из таких регионов является Москва, которая, по словам О.Толкачева, «опирается на свои собственные силы». Так, из столичного бюджета в текущем году на цели капремонта выделено 43 млрд рублей, до конца года эта сумма может достичь 47 млрд рублей, что более чем в 20 раз превышает возможности, предоставляемые фондом. «В 2008 году Москва потратила на капремонт большую сумму, чем фонд выделяет всем регионам», - подчеркнул О.Толкачев. Еще одним доводом против использования ресурсов фонда является установленное 185-ФЗ требование перехода на 100% оплату услуг ЖКХ, на что Москва пойти не может. Давая оценку реализуемой в столице программе по капремонту жилищного фонда, председатель комиссии СФ отметил: «Московская программа работает, и работает самым мощным образом».
   Как сообщил председатель Комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов, Москва решила для себя вопрос капремонта еще до принятия 185-ФЗ: за счет городского бюджета ремонтируются все дома, построенные до 1991 года, то есть до начала приватизации жилья. Городской целевой программой по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Москве на 2008-2014 гг. предусмотрено, что за эти семь лет будет отремонтировано более 13 тыс. домов. «Это самая большая программа за последние годы», - подчеркнул С.Орлов. По его словам, итоги ее реализации в 2008 году можно признать удовлетворительными.
   Разумеется, есть и проблемы, и одна из основных – это проблема подбора подрядных организаций. Закон о госзаказе (94-ФЗ) предусматривает их отбор на аукционе, при этом в федеральном законодательстве не предъявляется к ним никаких квалификационных требований. В результате в Москве на аукционах, предложив минимальную цену, победили подрядные организации, не имевшие достаточного опыта для проведения капремонта жилых домов.
   Тем не менее это тоже опыт: теперь в городе предусмотрены жесткие критерии для отбора подрядных организаций для капремонта. Как рассказал руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы Артур Кескинов, среди этих требований: 5% финансовый залог для участников аукциона; желающие участвовать в аукционе должны выполнить за последние 5 лет своего существования не менее 20% предусмотренных заказом работ; типовой контракт предусматривает возможность для Москвы в одностороннем порядке расторгнуть договор с подрядчиком.
   На сегодняшний день, сообщил А.Кескинов, по 39 объектам были расторгнуты договоры с подрядчиками, работы еще по 27 домам не завершены в этом году и будут продолжены в следующем.
   В целом, сообщил он, в городе решается задача по переходу на комплексный подход при капремонте, предусматривающий создание эффективной системы информирования населения, выстраивание системы управления реализацией программы и привлечение к капремонту квалифицированных подрядчиков, в том числе и малый бизнес. По словам А.Кескинова, порядка 125 малых предприятий уже работало в этой сфере в Москве. Он полагает, что для более активного участия малого бизнеса в капитальном ремонте жилых домов необходимо решить вопрос с федеральным законодательством: 94-ФЗ предусматривает выделение в рамках госзаказа малым компаниям лотов не больше 3 млн рублей, и эту цифру необходимо увеличить. С соответствующей законодательной инициативой планирует выйти Мосгордума.
   ИА "Альянс Медиа"