27.11.2008  Москва намерена оказывать малому бизнесу прямую финансовую помощь

   На каждого из 3 миллионов москвичей, занятых в малом бизнесе, приходится чуть более 5 квадратных метров. В Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы считают, что этого мало на 3 миллиона работающих в этом секторе экономики города. Новые программы, разработанные специалистами департамента, нацелены на то, чтобы до 2011 года обеспечить бизнесменов, работающих в интересах города, еще 1,8 миллиона рабочих «квадратов». О проблемах обеспечения малого и среднего бизнеса столицы нежилыми помещениями рассказал Илья Власов, заместитель руководителя департамента.
   В.: Если посмотреть на улицы нашего города, то можно сделать вывод: проблема производственных площадей для малого и среднего бизнеса успешно решена – всюду ларьки, павильончики, тонары, первые этажи жилых зданий. Вы согласны с таким выводом или такое впечатление обманчиво?
   
О.: Давайте посмотрим на карту города. Вот центр, Тверская улица. Что на ней расположено для рядового москвича? Раньше здесь были булочные, продуктовые и бакалейные магазинчики. Внутри кварталов – маленькие предприятия бытовых услуг. Сейчас – дорогие бутики. Из магазинов только Елисеевский. Но цены в нем не для повседневного спроса. Да и не для среднестатистического москвича.
   Проблема обеспечения малого бизнеса нежилыми помещениями стоит очень остро во всех округах города. В центре их особенно не хватает. Конечно, рыночный подход к формированию стоимости аренды (кто больше предложил, тот и арендатор) правильный. Он хорош для пополнения городского бюджета. Но доходы примерно 50 процентов москвичей недотягивают до уровня Елисеевского. Поэтому с точки зрения выполнения социальных функций города, то есть защиты интересов малообеспеченных москвичей, позиция мэра города, правительства однозначна – арендная плата для владельцев малого бизнеса слишком высока. Магазины «шаговой доступности», предприятия ЖКХ, сервисных, бытовых услуг нуждаются в поддержке города. Иначе они просто не выживут. Количество нежилой площади, пригодной для размещения малого бизнеса, в разных округах различное. На рабочих окраинах, где цена аренды пониже, бизнеса побольше. В пределах Третьего транспортного кольца картина насыщения улиц малыми предприятиями резко меняется в худшую сторону. Ларечная торговля, процветающая сейчас, нужна. Она мобильна и вездесуща. Если она вписана в архитектуру жилого квартала, красиво оформлена, то почему бы ей не быть… Но она зачастую не соответствует ни задачам развития столицы государства, ни санитарным нормам. Поэтому мы за стационарный малый бизнес. Но на строительство маленького магазинчика, кроме денег, требуется 2–3 года.
   Средняя стоимость арендной платы по городу с учетом льгот для малого бизнеса составляет 4000–6000 рублей за квадратный метр в год. При этом минимальная ставка арендной платы установлена чуть больше 1000 рублей за квадрат, но это только для малого бизнеса, который работает в сфере бытовых услуг. На коммерческом рынке недвижимости аренда того же квадрата стоит около 800 условных единиц.
   Сегодня в городе сдается в аренду около 160 миллионов квадратных метров нежилых помещений, основные из которых находятся у частных лиц. Самому городу из этой суммы принадлежит примерно 40 миллионов «квадратов». Немалую долю этой недвижимости занимают управленческие структуры. Поэтому на рыночных условиях город сдает в аренду порядка 16 миллионов, а из них малому бизнесу достается около 2 миллионов квадратных метров.
   В.: Много разговоров было вокруг нежилых помещений (подвалов, пристроек, подъездов, первых этажей) в жилом секторе. Говорили, что хитрые ДЕЗы и районные управы все давно приватизировали и даже для товариществ собственников жилья (ТСЖ) управленческих клетушек не оставили. Если это так, не намерено ли правительство города вернуть эти площади для развития малого бизнеса?
   
О.: Вернуть можно. Но только законным путем. Если предприятие имеет нежилое помещение в долгосрочной аренде, выполняет все условия договора, то оно должно беспрепятственно пользоваться им до конца договорного срока. Если помещение находится в собственности, то и тут нельзя отнимать и делить. Проблемами законности и незаконности приобретения нежилых помещений в жилых домах должны заниматься не чиновники, а прокуратура и суд.
   В.: Малый и средний бизнес бывает разный. Это не только химчистка, но и продуктовые магазины, клубы, дискотеки, ремонтные мастерские обуви, одежды. То есть повышенный шум, наличие продуктов питания. Как решается вопрос совместимости жилья и предпринимательства?
   
О.: Позиция правительства города и нашего Департамента заключается в том, чтобы приумножать количество нежилых помещений. При строительстве новых жилых домов предусматривается размещение на первых этажах помещений для малого бизнеса, бытовых услуг. Так должно быть в цивилизованном городе. В старых кварталах к решению этой проблемы надо подходить очень осторожно, чтобы не нарушать комфорт проживания людей.
   В.: Дороговизна аренды городской земли, нежилых помещений стали уже притчей во языцех. Бизнесмены страдают от платы за аренду, а городская власть обязана заботиться о пополнении бюджета. Как их примирить?
   
О.: Мы не считаем бизнесменов конкурентами и тем более врагами. Наоборот, они наши союзники в деле обустройства городской жизни. Поэтому правительство и мэр стараются любым способом помочь тем бизнесменам, которые работают в интересах города. Но несмотря на то, что городской бюджет перевалил за триллион, денег на все нужды не хватает. Почему? Да потому что больше 50 процентов бюджетных доходов уходит на социальные нужды – содержание школ, детских садов, поликлиник, оплату услуг, доплаты к пенсиям. Это и зарплаты учителям, врачам, воспитателям, работникам социальных служб. Поэтому на программу поддержки малого предпринимательства выделяется, конечно, но очень небольшая сумма.
   В этом году – 2,1 миллиарда рублей. В 2009-м запланировано 2,3 миллиарда. Поэтому, расходуя вторую (после социальной) половину бюджета, правительство выделяет приоритеты. По предпринимательскому сегменту их семь: промышленность, инновации, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовые услуги, магазины шаговой и пешеходной доступности (социальные магазины не реализующие подакцизные товары), молодежное предпринимательство, ремесленничество.
   Именно по этим направлениям городское правительство осуществляет поддержку бизнесменам. Для предприятий, работающих в русле выполнения городских социальных программ, проводятся специальные конкурсы на право арендовать нежилые помещения. Постановлением правительства Москвы установлен льготный коэффициент 0,5 на арендную плату за пользование нежилыми помещениями.
   В.: Как это выглядит на практике?
   
О.: Очень просто. Например, выставляется на торги помещение, аренда в котором стоит, скажем, 5 тысяч рублей за квадратный метр в год. Для малых предприятий стартовая цена устанавливается на 50 процентов ниже – 2500 рублей. Дальше начинаются торги… В.: …И льготная аренда подскакивает даже выше стартовой цены… О.: Бывает и так. Иногда итоговая цена аренды дорастает и до 18 тысяч рублей за квадратный метр. Но торги и состязательность мы не можем отменить – это требование федерального законодательства. Такие условия пользования нежилыми помещениями правительство города не устраивают, но выполнять эти процедуры мы обязаны.
   В.: Что в этом процессе не устраивает бизнесменов?
   
О.: И нас, и бизнес не устраивает принятый 108-й Федеральный закон, внесший изменения в закон о конкуренции. Проблема в том, что установленная обязательность торгов теперь будет сдерживать развитие малого бизнеса и прежде всего производства в городе. Представьте себе человека, который решил открыть швейный цех. Он приобрел на аукционе помещение, закупил и установил оборудование, набрал и подготовил специалистов, наладил процесс пошива изделий. На это у него уходит от 3 до 5 лет. Ему бы раскручивать производство, а у него закончился срок аренды, и площадь уже выставили на торги. Досталась она другому предпринимателю, решившему собирать, скажем, электрочайники. А первому куда деваться? Сегодня в городе существуют как бы два класса малого бизнеса: доконкурсный, которому городские власти автоматически продлевают льготную аренду по ставке 50 процентов. И послеаукционный, который не пользуется льготой и платит за аренду по результатам торгов. В этом есть несправедливость. Поэтому городские власти постепенно выравнивают стоимость аренды для всех бизнесменов.
   В.: Обижаете маленьких?
   
О.: Справедливость соблюдаем. Но ведь и помощь правительства на снижении арендной ставки не заканчивается. В 2004 году была утверждена программа по строительству нежилых помещений. Правительство города начало строить нежилые помещения за свой счет и предоставлять их в аренду предпринимателям. Таким образом, намеревались построить 80 зданий. Построили только одно. Не хватило денег. С приходом к руководству департаментом Михаила Вышегородцева мы решили привлечь к решению этой программы деньги самого малого бизнеса. То есть городские власти готовят за свой счет документацию, а к строительству привлекают средства малого и среднего бизнеса. В конечном счете он становится владельцем нежилых помещений по себестоимости строительства. Программа хорошая, но реализуется тяжело. Потому что Земельный кодекс РФ требует, чтобы земля под объекты покупалась на аукционе и одним хозяином. А на чужую землю, даже если ее владельцем является собственник, очень трудно собрать пул соинвесторов. Все хотят самостоятельности и независимости. Поэтому сегодня мы продвигаем идею обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями таким образом, чтобы город был собственником земли, на которой будут возводить эти здания и сооружения.
   Первый объект с нежилыми помещениями для малого бизнеса мы построили в Юго-Западном округе на улице Миклухо-Маклая, где стоимость 1 квадратного метра 51 тысяча рублей. Для соинвесторов, которые участвовали в строительстве, это гораздо дешевле, чем покупка производственных площадей на коммерческом рынке недвижимости.
   В.: Так и будем спотыкаться о подводные камни Земельного кодекса?
   
О.: Мы уже подготовили поправки в Земельный кодекс РФ и направили их в Госдуму. Будем добиваться законодательного решения этого вопроса.
   В.: Программа города по льготной аренде – это выход из ситуации. Почему именно программа, а не волевое решение понизить ставки аренды, выделить дополнительные площади? Кому и какие льготы полагаются по этой программе?
   
О.: Город намерен оказывать малому бизнесу прямую финансовую помощь. Это содействие кредитованию производства, когда правительство компенсирует часть процентной ставки по кредиту. То есть если я, к примеру, субъект малого предпринимательства и произвожу продукцию или строю производственное помещение, то могу обратиться за помощью в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Он предоставит мне гарантию возврата кредита.
   Кроме этого, имеется возможность компенсировать процентную ставку по полученному кредиту до 75 процентов от ставки рефинансирования, установленной Центральным банком на день получения кредита. То есть если кредит берется под 18 процентов, то около 8 (в зависимости от ставки) мы можем компенсировать предпринимателю. Фактически мы доводим кредит до уровня инфляции, и он становится «обнуленным». Мы компенсируем до 30 процентов стоимости присоединения объекта к энергосети. Это очень большие деньги.
   Потому что стоимость подключения 1 киловатта мощности сегодня составляет от 50 до 100 тысяч рублей без учета НДС. И 30-процентное возмещение – ощутимая сумма для бизнесмена.
   Мы оплачиваем из бюджета города подготовку строительной документации. Так, не нарушая федерального законодательства, мы сглаживаем его недоработки, снижаем высокую стоимость аренды нежилых помещений и улучшаем производственный климат столицы. Появление в городе новых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, диктует новые требования к нежилым помещениям. Помещения должны быть функциональны, технически оснащены и иметь достаточную полезную площадь для организации производства инновационной продукции. Создание сети технопарков в городе Москве позволит обеспечить инновационные малые предприятия такими помещениями и будет способствовать ускоренному развитию высокотехнологичных отраслей экономики города. Перспективная потребность субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях технопарков на период до 2025 года оценивается в размере 5 млн кв. м, в том числе до 2011 года – порядка 0,6 млн кв. м.
   Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями действует на территории города с 2004 года. За это время Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы совместно с префектурами административных округов проведена значительная работа по строительству, реконструкции и ремонту объектов недвижимости, предназначенных для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства. Было построено более 1,4 млн кв. м нежилых помещений (в том числе более 1,3 млн кв. м помещений объектов районного значения). Количество нежилых помещений, используемых в настоящее время субъектами малого и среднего предпринимательства, составляет порядка 16 млн кв. м (из которых около 2 млн кв. м предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду городом Москвой). На различных стадиях инвестиционно-строительного процесса находится в настоящее время более 50 объектов малого предпринимательства.
   С учетом численности занятых на предприятиях малого и среднего предпринимательства (3,0 млн чел.) обеспеченность занятых в малом предпринимательстве нежилыми помещениями составляет в настоящее время 5,3 кв. м на одного занятого. При этом около 50% субъектов малого и среднего предпринимательства не обеспечены нежилыми помещениями либо не удовлетворены имеющимися помещениями и ведут их активный поиск.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Вечерняя Москва"