22.10.2008  Москва: метры для малого бизнеса

   На сегодня в городе насчитывается 215 тысяч малых предприятий - юридических лиц и 140 тысяч индивидуальных предпринимателей. Одним из условий существования и дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Москве является возможность иметь в собственности помещение или получить его в аренду у города на долгосрочный период по приемлемым арендным ставкам. Немаловажно и то, в какой мере помещение отвечает современным требованиям основного вида деятельности малого предприятия.
   В целях оказания реальной помощи бизнесменам властями города была принята пятилетняя целевая программа по обеспечению малых предпринимателей нежилыми помещениями, в ходе исполнения которой в 2004-2007 годах введено в эксплуатацию объектов общей площадью 2 миллиона 246,5 тысячи квадратных метров.
   В этом году завершается срок действия первой программы, и ей на смену придет другая, трехлетняя, продолжающая принципиальную линию поддержки и развития малого бизнеса. Планом мероприятий на 2009-2011 годы предполагается создание по принципу соинвестирования нежилых помещений общей площадью 2 миллиона 53 тысячи квадратных метров, включая многофункциональные деловые центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические зоны для размещения малого и среднего бизнеса в реорганизуемых производственных помещениях. Финансирование в объеме 71 млрд 23,3 млн рублей предусмотрено как из бюджета города (1 млрд 586 млн рублей), так и внебюджетных источников, в основном это привлеченные инвестиций, в том числе средства предпринимателей.
   Проект новой программы был поддержан при обсуждении на заседании комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству, а затем на заседании столичного правительства, и сейчас завершается последняя корректировка документа. О его цели и способах решения поставленных задач рассказал председатель комиссии по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев.
   Городские целевые программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями - один из основных инструментов всей городской политики поддержки предпринимателей. Программа на 2009-2011 годы представляет собой определенный шаг вперед по сравнению с документами по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями, реализованными в Москве в предыдущие годы. «У нас уже накоплен немалый опыт работы в этом направлении, и можно констатировать, что в программе отражены позитивные результаты, а также предложены действенные меры преодоления проблем. Это практически одна из первых крупных городских программ, направленная на решение главной задачи в экономике Москвы - сохранение тех темпов, которыми город развивается (в том числе усилиями среднего и малого бизнеса), особенно в отношении инновационного процесса», - отметил А.Ковалев.
   Объективной реальностью сегодня является то, что малый и средний бизнес, в принципе, далек от инновационной деятельности. По данным разработчиков программы, 50 процентов малых и средних предприятий по-прежнему работают в сфере услуг, 17 процентов - в строительстве и производстве, 20 процентов - в риелторском бизнесе. Инновационной и научно-исследовательской деятельностью занимаются единичные предприятия. Очевидно, что задача программы - обеспечить максимальную поддержку малому и среднему инновационному бизнесу - способствует реальному росту количества и экономической дееспособности этих предприятий путем обеспечения их рабочими площадями. Для этого предусмотрено: во-первых, создание технопарков, новых многофункциональных деловых центров, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических зон для размещения малого и среднего предпринимательства на выделяемых и реорганизуемых территориях; во-вторых, строительство новых нежилых помещений районного значения, в том числе на первых этажах жилых домов-новостроек, и в третьих, предоставление новых нежилых помещений субъектам малого и среднего предпринимательства, создание которых осуществляется в составе городских программ и инвестиционных проектов, реализуемых как за счет бюджета, так и с привлечением внебюджетных средств.
   На создание технопарков и бизнес-инкубаторов в программе запланировано направить порядка 30 процентов всех средств. Представляется, что эту долю можно было бы увеличить еще больше, ведь традиционный малый и средний бизнес в городе и так развивается неплохо, поэтому основные усилия должны быть направлены на поддержку именно инновационных предприятий.
   Положительной оценки заслуживает то, что в программу изначально заложена координация строительства объектов для малого и среднего предпринимательства с разработкой всех прочих проектов планировки производственных и общественных территорий города. Авторы программы правомерно дополнили перечень задач программы мерами организационно-правового обеспечения ее реализации. Намечено совершенствование нормативно-правовой базы города Москвы, устанавливающей порядок осуществления имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в России", а также регламентирующей порядок осуществления строительства нежилых объектов, предназначенных для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства, порядок финансирования строительства объектов, условия привлечения инвесторов к строительству в целях минимизации сроков строительства, обеспечения надлежащих эксплуатационных качеств объектов, обеспечения приемлемых для малых и средних предприятий условий предоставления помещений в построенных объектах. Кроме этого, предусмотрено создание благоприятных правовых условий для осуществления имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся инновационной деятельностью; информационно-техническое обеспечение мониторинга и актуализации программы, рассказал А.Ковалев.
   Не вызывает возражения и основополагающий экономический принцип программы - совместного долевого строительства нежилых помещений для малого и среднего бизнеса. Совместное финансирование при значительном опережении привлекаемых частных средств по отношению к объему бюджетных средств является правомерным и уже испытанным подходом к строительству таких объектов.
   Но в то же время, отметил он, есть и ряд моментов, которые нуждаются в уточнении. Так, совместное строительство с участием бюджетных средств является очевидной льготой для заинтересованного в этом малого и среднего бизнеса. Но далее возникает ситуация, когда частично московской, частично частной собственностью пользуются именно частные малые и средние предприятия. Ситуация, когда городская собственность используется частными арендаторами, получившими ее по очень льготной арендной ставке, для сдачи ее в субаренду, всем известна. Ее нельзя допускать в дальнейшем. Нужно законодательно прописать, как должна использоваться предприятиями сферы малого и среднего предпринимательства недвижимость, принадлежащая Москве, и каковы санкции за нарушения.
   Возможна и такая ситуация: частный инвестор вложит деньги в строительство инновационного центра, а когда здание будет построено, вместо инновационных фирм в него вселится на законных основаниях, предположим, торгово-оптовое предприятие. Это вполне реально, поэтому нужно заблаговременно предпринять усилия, чтобы не допустить такой ситуации, причем с точки зрения интересов Москвы.
   Если же говорить в целом, то проект городской программы обеспечения малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениям, содержащий сильную инновационную составляющую, производит благоприятное впечатление, заключил А.Ковалев.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Московской правды"