03.10.2008 Москва: ОЭС рассмотрел законопроекты, касающиеся малого бизнеса В пятницу, 3 октября, в Центральном доме предпринимателя состоялось заседание Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы. Члены совета рассмотрели пакет федеральных законопроектов, направленных на решение проблем малого бизнеса при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Это проект федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Кроме того, в ходе заседания был рассмотрен законопроект, вносящий изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности. Все эти документы уже прошли первое чтение в Госдуме и сейчас готовятся ко второму. Началось заседание с рассмотрения первого из обозначенных законопроектов - «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)». Как отметил председатель ОЭС Александр Иоффе, этот законопроект «достаточно интересный и революционный, в нем есть много серьезных законодательных новаций, которые позволяют при проведении проверок защитить права малого и среднего бизнеса». Давая краткую характеристику этого документа, А.Иоффе сообщил, что в нем, в частности, подробно описаны принципы осуществления государственного контроля и надзора в сфере предпринимательства, в том числе учтена «презумпция добросовестности проверяемого лица». Кроме того, законопроект четко прописывает процедуры проведения контрольных мероприятий. Устанавливаются предельные сроки проверок: продолжительность выездной и документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней, максимальное общее время проведения выездной проверки микробизнеса - не более 15 часов в год, малого бизнеса – 70. При этом сокращаются основания для внеплановой проверки: к ним относятся лишь возникновение угрозы или причинение вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и аварийные ситуации. Внеплановая проверка может проводиться только по согласованию с прокурором региона, в котором действует предприятие. «Все это позволяет говорить, что верховная власть озаботилась проблемами, возникающими при проверках субъектов предпринимательской деятельности», - заявил А.Иоффе. Он полагает, что этот законопроект будет принят до конца года. Однако одного принятия этого документа будет недостаточно: все контрольно-надзорные органы должны будут включиться в его реализацию «и проверять только то, что им подведомственно», заметил он. При обсуждении законопроекта особую дискуссию вызвал вводимый этим документом уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. Звучали диаметрально противоположные оценки этой законодательной новации: от абсолютного ее приятия до заявления о необходимости ее исключения из законопроекта. Дело в том, что форма и порядок предоставления такого уведомления должны быть установлены Правительством РФ, которое также определит уполномоченный орган по получению таких уведомлений. Члены совета опасаются, что если эти нормы не будут установлены правительством до принятия закона, то они могут задержаться и после вступления его в силу. Об этом, в частности, заявила президент МА «Система межрегиональных маркетинговых центров» Елена Емельянова. «Боюсь, что подобные мелкие вопросы будут выливаться в большие страдания: по-старому будет работать уже нельзя, а по-новому - еще нельзя», - поделилась она своими опасениями. Что касается уполномоченного органа, то, по предположению А.Иоффе, на уровне Москвы их может быть несколько: для потребительского рынка - Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы, для транспортного сектора - Департамента транспорта и связи г. Москвы, для обувной промышленности и кожевенников - Департамент науки и промышленной политики г. Москвы и проч. Как вариант председатель ОЭС считает возможным создание в столице единого уполномоченного органа. Кроме того, было высказано предположение, что таким органом может стать Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы. Кроме того, сомнения членов совета вызывает и предусмотренный законопроектом перечень видов деятельности, на которые распространяется уведомительный порядок. Отмечалось, что этот перечень очень широк, его следует прописать более четко. Высказывалось предложение, что уведомительный порядок не должен распространяться не те виды деятельности, которые по сути своей не могут нести угрозу жизни и здоровью населения, например, издательская деятельность, отдельные виды бытовых услуг и проч. Предприниматели, рассматривая уведомительный порядок все-таки как дополнительный механизм контроля и надзора со стороны государства, считают возможным для таких видов деятельности не применять его вовсе, заменив, например, обязательным страхованием ответственности. При этом генеральный директор НП «НДП «Альянс Медиа» Марк Аранович высказал опасение, что в случае вывода таких видов деятельности из-под уведомительного порядка они могут попасть под лицензирование. Тогда члены совета выступили еще больше радикально, заявив, что уже сам факт регистрации предприятия является по сути своей уведомлением государства о начале бизнеса – и других уведомлений не нужно. Об этом говорил, в частности, глава Общества купцов и промышленников России Александр Дударенко. Его поддержал генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев, заметив, что, по Гражданскому кодексу, началом предпринимательской деятельности считается регистрация, а в случае принятия рассматриваемого законопроекта начинать бизнес по ряду видов деятельности можно будет только после уведомления уполномоченного органа. По мнению А.Киселева, в данном случае имеет место противоречие ГК и данного проекта ФЗ. Еще одна претензия к уведомительному порядку связана с тем, что остается неясным, следует ли уведомлять уполномоченный орган каждый раз, как предприниматель, например, открывает очередной магазин, или же достаточно единичного уведомления в самом начале предпринимательской деятельности. Исходя из всего вышесказанного директор Центра развития предпринимательства ВАО Дмитрий Князев считает, что статья 8 законопроекта, предусматривающая введение уведомительного порядка, не нужна вовсе, что она является «атавизмом» и закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей такой уведомительный порядок предусматривает. И статья 8 – это не более чем попытка еще раз законодательно подчеркнуть этот принцип. С другой стороны, звучали также заявления в поддержку уведомительного порядка начала ведения бизнеса. Как заметил А.Иоффе, хотя механизм отправки такого уведомления не прописан и не определен уполномоченный орган, тем не менее сам принцип следует ввести. В целом члены совета положительно оценили рассматриваемый законопроект, называя его актуальным и необходимым для малого предпринимательства. Присутствующий на заседании министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев обратил внимание на противоречивые высказывания, прозвучавшие в ходе встречи, и подчеркнул необходимость обобщить их, выделив наиболее важные предложения, и, использовав в качестве субъекта законодательной инициативы, например, Мосгордуму, внести поправками в Госдуму. Что касается других двух законопроектов, то их обсуждение дискуссии не вызвало. Проект ФЗ, исключающий внепроцессуальные права органов внутренних дел РФ при проверках предприятий, было предложено дополнить нормой, дающей предпринимателям возможность предоставлять в качестве копий документы в электронном виде. Кроме того, была отмечена необходимость законодательно установить срок, на который органы внутренних дел могут изымать имущество компаний. Законопроект, заменяющий лицензирование обязательным страхованием гражданской ответственности, был в целом одобрен, при этом представители транспортного сектора отмечали, что для них отмена лицензирования не является необходимостью. ИА "Альянс Медиа" |