18.09.2008  ДПиРМП 15 лет поддерживает малое предпринимательство Москвы

   Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Москвы - практически ровесник рыночной России. С момента своего создания и по сегодняшний день департамент динамично растет, расширяет свою деятельность, выходит в новые регионы и осваивает новые страны. Московские предприниматели - одни из самых удачливых в стране: на их благо функционирует самобытная система, основанная на ведущем зарубежном опыте, но с учетом российской действительности. В этом году департамент отмечает свое 15-летие. Глава департамента Михаил Вышегородцев в интервью "МК" подводит итоги 15-летней работы и рассказывает о планах на будущее.
   В.: Сегодня модно говорить о малом бизнесе, о его значимости. Однако не всегда обозначена роль маленьких фирм, бутиков, кафе, парикмахерских и магазинов «шаговой доступности» в мире крупных концернов и глобального транснационального бизнеса.
   
О.: Малый бизнес - колоссальная социальная составляющая. Для примера рассмотрим значение малого бизнеса в столице. Известна цифра - более 350 тысяч хозяйствующих субъектов на территории города. Из них 220 тысяч - зарегистрированные малые предприятия, оставшиеся 130 тысяч - индивидуальные предприниматели. О чем могут рассказать сухие статистические факты? Прежде всего о том, что на 350 тыс. малых предприятий трудится более 2,5 млн работников. Т.е. 2,5 млн москвичей, и не только, работают именно в секторе малого бизнеса. Но это не все! Представьте, что у всех этих людей есть семья, которая состоит из второй половинки - мужа или жены, и прибавьте к этому хотя бы одного ребенка. В результате мы получим колоссальный показатель - как минимум половина трудоспособного населения Москвы работает в малом бизнесе либо зависит от результатов деятельности именно салонов красоты, ремонтных мастерских, мелких производств и т.д. Т.е. малый бизнес - это та тема, которую списывать со счетов совершенно нельзя.
   Значение малого бизнеса для функционирования экономики города и в целом страны огромно. И при этом малый бизнес не требует от государства ничего: он создает рабочие места, дает кусок хлеба и своим работникам, и их семьям. Предприниматели и учредители на свой страх и риск вкладывают свои деньги, закладывают свое имущество в банках, работают и платят налоги.
   В.: Правительство Москвы первым в России сформировало абсолютно новую структуру - Департамент поддержки и развития малого предпринимательства. Как проходила организация нового института?
   
О.: В одном из своих выступлений Владимир Путин отметил, что людям, которые стоят у истоков организации нового дела, занимаются предпринимательством, надо не просто помогать, но и давать какие-то знаки отличия. К сожалению, во многих регионах нашей страны и по сей день руководители не понимают, зачем нужно помогать малому бизнесу. Формирование любого нового предприятия, направления и тем более абсолютно нового ведомства традиционно происходит очень сложно. Никто не понимает, зачем нужна новая структура, как она будет функционировать. Все, в общем-то, держится на энтузиазме пионеров дела. Им приходится пробивать, доказывать, бегать по инстанциям. При этом их часто не понимают и даже оказывают противодействие. Но силу воли первопроходцев сломить сложно. Они все-таки доходят до самого верха и добиваются своего.
   У Москвы по сравнению с другими регионами есть весомое преимущество. У первого руководителя города - мэра Юрия Лужкова - абсолютное понимание того, что малый бизнес, предпринимателей поддерживать необходимо. Причем помощь должна быть максимально реалистичной и востребованной компаниями небольшого размера. Поэтому Москва стала первостроителем не только Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, но и ряда других структур, чья деятельность связана с формированием благоприятного и комфортного становления нового и развития уже действующего малого бизнеса, защитой его интересов, поддержкой новых начинаний и удовлетворения коммерческих, имущественных, финансовых и прочих потребностей. Москва действительно трепетно относится к своему малому бизнесу, благодаря чему наши проекты, предложения и программы всегда находят поддержку, понимание и самое главное - утверждение на заседаниях правительства Москвы.
   В.: Можно ли говорить о том, что московская система поддержки и развития малого предпринимательства уникальна?
   
О.: Не совсем так. Ведь мы сами изучали опыт Германии, Англии, Японии, Австралии, работали по многим международным программам. Поэтому говорить о каком-то ноу-хау города в данном случае не стоит. Но в любом случае во всех формах поддержки мы идем именно по своему, московскому и российскому пути, не перекладывая на отечественную действительность импортный опыт, а адаптируя его, перекраивая под наши правила и традиции.
   Например, в Германии предпринимателю гораздо проще получить кредит, и он гораздо дешевле. Опять же в Германии совершенно другие расценки и на недвижимость. У нас же своя специфика при получении финансовой поддержки, при заключении арендных сделок. Поэтому подобный европейский опыт Москве не подходит. Зато сейчас мы пытаемся перенять опыт зарубежных стран по созданию кластеров и микрокластеров. Мы смотрим, как подобная инфраструктура действует за рубежом, и пытаемся разработать собственный вариант поддержки малого бизнеса, но опять же с учетом российской и московской специфики.
   В.: Столичные программы поддержки малого бизнеса - это новаторские разработки московского правительства? До Москвы ни один регион, ни даже федеральное правительство не обозначали конкретные цели и задачи по формированию системы помощи малому бизнесу.
   
О.: Первая программа поддержки и развития малого бизнеса Москвы была рассчитана на год. Затем стали принимать более долгосрочные программы - трехлетние. В этом году мы намерены утвердить план помощи малому бизнесу на 2010-2012 гг. Программно-целевой принцип абсолютно оправдал себя в вопросах поддержки малого бизнеса. Система строится пошагово. Сперва мы определяем программу. Она представляет собой четко продуманные и прописанные цели. Есть глобальная задача: малый и средний бизнес надо поддерживать. Под эту задачу формируются десятки подпрограмм, каждая из которых выстраивается по разным направлениям. Самые известные - подпрограммы финансовой и имущественной поддержки.
   Предпринимателями также востребованы подпрограммы подготовки кадров, выставочно-ярмарочной деятельности. В отдельную подпрограмму выделена поддержка малого молодежного бизнеса. Особым спросом пользуются подпрограммы, направленные по помощь малому бизнесу, например консультации. Сегодня в каждом административном округе Москвы работают территориальные центры развития предпринимательства. Их сотрудники оказывают консультационные услуги любому, кто испытывает проблемы при развитии собственного дела, регистрации бизнеса, оформлении документов и т.д. Все консультации абсолютно бесплатны. Абсолютно московское ноу-хау - "Неотложная правовая помощь малому бизнесу".
   В особое направление выделена поддержка, связанная с продвижением продукции малых столичных предприятий на региональные рынки, - система ММЦ. Хотелось бы упомянуть также и программу содействия промышленной кооперации - кластеры предприятий. По этой подпрограмме малые предприятия могут получать заказы от крупных.
   Не стоит принижать роль информационной поддержки. Мы администрируем колоссальное количество интернет-сайтов. По своим каналам правительство Москвы доводит до предпринимателей информацию, которая им необходима и потому очень востребована.
   Таким образом, выстраивается целая система - программа, состоящая из подпрограмм. Каждая подпрограмма имеет свои цели и задачи, на реализацию которых выделяются определенные средства. При этом планируются и результаты его реализации в конкретном направлении. Допустим, мы должны обучить определенное количество предпринимателей за год, должны выдать определенный объем субсидий, оказать определенный объем финансовой поддержки, должны обеспечить определенный уровень создания рабочих мест. Таким образом, выстраивается четко организованная система: деньги, помноженные на задачи и на конкретные результаты.
   В.: Деятельность вашего департамента давно вышла за рамки Москвы. Известно, что активность столичных предпринимателей всячески лоббируется на региональных и даже зарубежных рынках.
   
О.: Для любого, в том числе и малого, бизнеса важно расширение рынка сбыта, продвижение продукции, увеличение потребительского спроса. Поэтому и в российские регионы, и за рубеж московский малый бизнес шагнул довольно давно. Мы помогаем малому бизнесу софинансированием участия в зарубежных и региональных выставках, компенсируем получение различных сертификатов и патентов на внешнеэкономические поставки. В ближайшем будущем для интересов московского предпринимательства в пяти регионах будут построены еще и бизнес-центры.
   Приходя в регионы, мы не просто лоббируем интересы столичных предпринимателей, мы помогаем развивать и местное предпринимательство. Так, уже сегодня региональные предприниматели получают в банках кредиты под гарантии Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Еще мы помогаем и своими наработками. Те программы, которые успешно отработаны в Москве, затем по накатанной схеме реализуются и в других городах, например "Неотложная правовая помощь", "Антирейдерский штаб".
   В.: Федеральное правительство оказывает материальную поддержку таким региональным структурам, как столичный Департамент поддержки и развития малого предпринимательства?
   
О.: Сегодня у нас сложилось полное понимание с Министерством экономического развития России. Правительство РФ, с моей точки зрения, очень правильно выстроило политику софинансирования региональных проектов. Если в регионе есть собственная программа поддержки малого бизнеса, то из средств федерального бюджета он получает софинансирование. Для Москвы и Санкт-Петербурга объем федеральных бюджетных средств составляет 40% от общего финансирования, выделенного на поддержку малого и среднего бизнеса самим регионом. Для остальных регионов объем бюджетного финансирования - 50%. Учитывая, что бюджет Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства г. Москвы составляет примерно 2,1 млрд рублей, то 700 млн - это дополнительные средства, выделяемые из федерального бюджета.
   В.: Какие перспективы у вашего департамента?
   
О.: Я думаю, что наша работа не имеет какого-то конечного результата или конечной даты. Нельзя говорить, что достигнем определенных результатов, а дальше малый бизнес уже может развиваться самостоятельно. Даже в высокоразвитых европейских странах предприниматели не барахтаются самостоятельно - их поддерживает государство. Сегодня конкуренция в бизнесе достаточно высока, особенно если речь идет о стартующих предприятиях. Новые компании без поддержки государственных органов абсолютно неконкурентоспособны. Поэтому и действующим фирмам, и тем, которые только открываются, мы будем оказывать всяческую помощь и поддержку и дальше. Просто будут меняться ее формы - они будут соответствовать новым потребностям рынка и бизнеса.
   Плюс мы не должны забывать о том, что новый закон говорит не только о поддержке малого, но и среднего бизнеса. И тут речь идет об абсолютно разных потребностях и запросах. Если малой фирме необходимо консультирование, знания по ведению хозяйственной деятельности, консультации в каких-то узких вопросах менеджмента, бухгалтерии и т.д., то для средней компаний важен доступ к финансовым средствам. Малое предприятие может довольствоваться льготной арендой. Среднему бизнесу порой необходима возможность стать собственником каких-то площадей в городе Москве. В этом плане мы разрабатываем новые инициативы в области поддержки среднего бизнеса, разрабатываем программы поддержки малых и средних предприятий на 2010, 2011 и 2012 годы.
   В.: Ваше понимание потребностей малого бизнеса базируется прежде всего на личном предпринимательском опыте. Скажите, что сложнее и что интереснее: быть предпринимателем или чиновником?
   
О.: Это абсолютно разные ипостаси, их нельзя сравнивать. В бизнесе ты имеешь больше возможностей для маневра, больше свободы. Ты сам себе хозяин. Можно работать 24 часа в сутки, а можно на два месяца уехать куда-нибудь отдыхать. И от твоего понимания, твоей активности зависит только твой собственный бизнес.
   Чиновник - это абсолютно другое. Иногда от твоего единоличного решения не так много зависит - ты работаешь в команде. Но, с другой стороны, мне моя сегодняшняя работа нравится абсолютно. Мы что-то придумываем, доказываем и в конце концов реализуем. И мне приятно, что наши идеи могут быть реализованы не только в Москве, но и по всей стране.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"