28.08.2008 С.Байдаков: префектура ЦАО всегда готова к диалогу с малым бизнесом Создание благоприятных условий для дальнейшего роста экономической инициативы жителей Центрального округа - одна из главных задач префектуры ЦАО. Для этого постоянно совершенствуются формы и направления поддержки малого бизнеса в округе. О том, как это происходит, в интервью ИА «Альянс Медиа» рассказал префект ЦАО Сергей Байдаков. В.: Охарактеризуйте, пожалуйста, общую ситуацию с малым бизнесом в округе. Сколько предприятий в целом, каков баланс между торговлей и остальными отраслями? О.: Сегодня на территории ЦАО зарегистрировано более 80 тыс. малых предприятий и индивидуальных предпринимателей – это составляет более 40% от общего числа малых предприятий Москвы. Численность работающих на этих предприятиях превышает 600 тыс. человек. Первенство по количеству малых предприятий удерживают предприятия потребительского рынка и услуг – более 60%. По статистике, большинство предприятий работает в сфере торговли – почти 49%. На втором месте находится сфера услуг – это примерно 15%. Далее строительные предприятия – около 10%, производственные предприятия – 6%, транспорт и связь – 5%, финансовая деятельность – 3%, прочие предприятия малого бизнеса – 12%. В.: Как обстоят дела с финансовой поддержкой предпринимателей? Что делается для того, чтобы обеспечить максимальную доступность этих ресурсов? О.: Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется столичным правительством. Всего за последние 3 года предприятиям малого бизнеса было предоставлено субсидий на сумму более 15 млн рублей и выдано займов на сумму более 23 млн рублей. Претендовать на получение финансовой помощи может предприятие, включенное в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы. Это является необходимым, но недостаточным условием для получения финансовой поддержки. Субъекты малого предпринимательства не должны иметь просроченной задолженности по платежам в федеральный и городской бюджеты. А для начинающих предпринимателей в целях расширения их деловых возможностей правительство Москвы предлагает финансировать часть затрат посредством участия в конкурсах на получение субсидий. Участниками таких конкурсов могут стать начинающие субъекты малого предпринимательства (возраст организации не более года), зарегистрированные на территории ЦАО и внесенные в Реестр субъектов малого предпринимательства. В.: Как реализуется в ЦАО программа обеспечения МП нежилыми помещениями с учетом особенностей округа? На каком этапе находится программа строительства деловых центров для МБ по принципу соинвестирования? О.: Работа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями ведется постоянно и находится на особом контроле у администрации префектуры. Так, в 2007 г. предприятиям было предоставлено в аренду 37,7 тыс. кв. м площадей. Учитывая дефицит помещений на территории ЦАО, нам приходится изыскивать все возможные решения этого вопроса. Так, например, на территории Таганского района построен и успешно функционирует бизнес-центр. Создание таких организаций в полной мере способствует успешному развитию бизнеса на территории округа. В.: Расскажите, пожалуйста, о работе префектуры в области поддержки инновационных малых предприятий. О.: В ЦАО разработан и реализуется ряд проектов, позволяющих создать благоприятную атмосферу и способствовать развитию инноваций в малом и среднем бизнесе. И во многом благодаря тем мерам, которые мы принимаем, в последнее время наметилась тенденция постоянного роста численности инновационных малых предприятий. Особенно в этом направлении хочется отметить работу первой окружной выставки «Инновационный бизнес ЦАО», которая прошла в ноябре 2007 г. В ней приняли участие 29 инновационных предприятий округа. В этом году планируется проведение второй такой выставки с числом участников более 40 предприятий. Мы также планируем придать этому мероприятию статуса ежегодной выставки. Также на сайте Центра развития предпринимательства ЦАО создан и постоянно актуализируется Реестр инновационных проектов и предприятий. Такая «электронная смотровая площадка» позволяет ускорить процесс реализации проектов, поиск инвесторов и внедрение экспериментальных образцов в массовое производство. Хочу добавить, что формы и методы оказания поддержки инновационным предприятиям постоянно модернизируются с учетом запросов и потребностей самих предприятий. В.: В Москве выделен ряд приоритетных отраслей, работающие в которых предприятия могут рассчитывать на поддержку властей в первую очередь. Например, ЖКХ. Как вы можете оценить участие малых предприятий округа в реформировании ЖКХ? Каким образом префектура привлекает МБ в эту сферу? Как участвуют малые предприятия в капремонте? О.: Участие очень активное. Это выполнение подрядов по капитальному ремонту, установке счетчиков, благоустройству и озеленению территорий. За 2007 г. размещение городского заказа среди представителей малого бизнеса округа составило 18,6%. А в этом году к работам по выборочному капитальному ремонту 110 многоквартирных домов Центрального округа нами привлечено более 70 малых предприятий. В.: Известно ли Вам об интересных предпринимательских инициативах молодежи округа? Как молодое поколение привлекается в бизнес? При префектуре действует молодежный совет – может быть, его члены ведут работу в этом направлении? О.: К сожалению, приходится констатировать тот факт, что малый бизнес «стареет». Сейчас средний возраст предпринимательского сообщества приближается к 33 годам. Молодежь охотнее идет в большие предприятия, где выше зарплаты и вероятность карьерного роста. Начинать свой бизнес решаются немногие. С целью привлечения к малому бизнесу молодого поколения, в префектуре ЦАО ежегодно проходит конкурс молодежных идей и социальных проектов «Эврика!». Победители конкурса получают возможность реализовать свой проект, им оказывается материальная и информационная поддержка. Хотя, как мне кажется, амбициозность и напористость молодых людей сегодня может позволить им добиться немалых результатов в реализации предпринимательских инициатив. Тем более, что скоро открыть свое дело станет намного проще благодаря принятию в РФ ряда законов, призванных помочь развитию малого и среднего бизнеса. Вы знаете, что эта работа направлена на упрощение процедуры регистрации, уменьшение количества проверок и т.д. Более того, через Центр развития предпринимательства и Муниципальный фонд развития предпринимательства ЦАО можно получить безвозвратную субсидию на сумму до 200 тыс. рублей. В.: Чем малый бизнес округа отличается от малого бизнеса других округов? О.: Территорию Центрального административного округа ежедневно посещают более 3,5 млн человек. Здесь расположены органы политического руководства и государственной власти страны, представительства международных организаций, основные административные структуры города, крупные финансовые, коммерческие и общественные организации. ЦАО является центром городских пассажиропотоков, местом сосредоточения культурно-исторических памятников, учреждений культуры и искусства, театров, концертных и выставочных залов, музеев. Это делает округ объектом туризма, что выгодно и с экономической точки зрения. Все эти особенности существенно влияют на развитие предпринимательства, увеличивая его возможности. В связи с этим немалое внимание уделяется качеству ассортимента товаров и услуг, которое предприятия предлагают москвичам и гостям столицы. Так, например, в рамках развития туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» для предприятий, обслуживающих горожан и туристов на каждом из экскурсионных маршрутов, введена сертификация на соответствие международным стандартам – по уровню обслуживания, оформлению, знанию языков и др. Надо также отметить, что одна из особенностей и проблем центра города – высокие цены на товары и услуги для жителей округа. Это связано, прежде всего, с высокой арендной платой за коммерческую недвижимость. В связи с этим мы реализуем программу по развитию социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания. В этом направлении за период с 2004 г. по настоящее время открыто 316 магазинов социально-гарантированного уровня и 20 предприятий социального питания. Ведется серьезная работа и по созданию системы комплексных мультисервисов. В этом году на территории округа будет открыто порядка 50 таких предприятий. Вообще же, если говорить о развитии малого бизнеса в целом, то, конечно, мы бы хотели сегодня видеть не столько торговые предприятия, сколько предприятия в сфере производства, жилищно-коммунального хозяйства, строительства и перерабатывающей промышленности. Но ведь все мы живем в условиях рыночной экономики, поэтому не можем вмешиваться в этот процесс. Рынок диктует свои правила игры, поэтому если сегодня предпринимателю выгодно заниматься торговлей, он и будет этим заниматься. А наша задача – поддерживать важные и социально значимые для округа предпринимательские инициативы. Ведь успешное развитие малого бизнеса – залог высокого экономического уровня всей столицы. В.: Насколько активны в округе общественные объединения предпринимателей? О.: Мы находимся в непрерывном диалоге с различными общественными организациями, действующими на территории ЦАО. Практически каждое заседание в префектуре проходит с участием представителей тех или иных общественных организаций. Их участие позволяет шире увидеть некоторые проблемы и зачастую быстрее найти правильные и наиболее действенные пути их решения. В направлении поддержки и развития малого предпринимательства мы сотрудничаем с такими общественными организациями, как: Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей), Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Московская ассоциация предпринимателей, Гильдия купцов и промышленников, Федерация рестораторов и отельеров России, Ассоциация «Народные художественные промыслы России» и многие другие. Также в округе активно функционирует Совет предпринимателей малого и среднего бизнеса при префекте ЦАО. Мы часто встречаемся, проводим совместные мероприятия и заседания, обсуждаем различные проблемы и пути их решения. Я хочу отметить, что мы всегда открыты к диалогу и готовы рассмотреть любые предложения и инициативы малого бизнеса. ИА "Альянс Медиа" |