ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Письмо. Министерство общего и профессионального образования РФ. 01.03.99 3

Документ предоставлен информационной базой «Предпринимательское право» www.businesspravo.ru. В бесплатном доступе свыше 140 000 правовых документов: законодательство России, предпринимательское право, кодексы, арбитражная практика, судебная практика, приказы ФССН, лицензии страхования, типовые договоры.
        ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           1 марта 1999 г.
                                 N 3

                                (НЦПИ)


     Минобразованием России  в  результате  обмена  информацией  как с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и
с   руководителями  государственных  и  муниципальных  образовательных
учреждений системы общего и профессионального образования установлено:
     - неэффективное   использование   рабочего   времени  педагога  -
психолога при существующих  нормативных  документах,  регламентирующих
его деятельность;
     - отсутствие возможности постоянного и систематического повышения
своей   профессиональной   компетенции,   что   приводит   к  снижению
эффективности деятельности  педагога  -  психолога  в  образовательных
учреждениях различных типов и видов;
     - при существующей организации деятельности педагога -  психолога
происходит    быстрая   профессиональная   дисквалификация   его   как
специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации
отмечается заметная текучесть психологических кадров.
     Исходя из  вышеизложенного,   руководителям   государственных   и
муниципальных  образовательных  учреждений  следует  руководствоваться
тем,  что нагрузка педагога - психолога в образовательных  учреждениях
составляет  36  часов  в  неделю,  как у всех категорий педагогических
работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации  "Об
образовании", статья 55, пункт 5), из них:
     - индивидуальная,     групповая     работа     с    обучающимися,
воспитанниками,  консультативная работа с учителями,  воспитателями  и
родителями обучающихся, воспитанников составляет 24 часа в неделю;
     - подготовка к  индивидуальной  и  групповой  работе,  обработка,
анализ,  обобщение результатов деятельности,  интерпретация полученных
данных и заполнение отчетной документации  (см.  Приложение),  затраты
времени на повышение профессиональной компетенции педагога - психолога
составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия
педагога - психолога в образовательном учреждении.
     Руководителям органов     управления    образованием    субъектов
Российской  Федерации   при   осуществлении   инспекционных   проверок
рекомендуется   использовать   установленное   распределение  рабочего
времени педагога - психолога как  критерий  оценки  эффективности  его
деятельности.

Заместитель Министра
                                                         Е.Е. ЧЕПУРНЫХ
1 марта 1999 г.
N 3


                                                            Приложение

                                               к инструктивному письму
                                                  от 1 марта 1999 года
                                                                   N 3

                                ФОРМЫ

        УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ

     Педагоги -  психологи,  работающие  в образовательных учреждениях
различного  типа  и  вида,  образовательном  учреждении   для   детей,
нуждающихся  в психолого - педагогической и медико - социальной помощи
детям (центре), ведут учет проводимой работы по следующим формам <*>:
--------------------------------
     <*> Формы   отчетной   деятельности   составлены   на   основании
имеющегося   опыта   регионов   Российской  Федерации  и  апробированы
региональным центром социо-психологических исследований и  диагностики
Самарской области.

     1. План  работы  педагога - психолога образовательного учреждения
(форма N 1).
     2. Заключение по  результатам проведенного психо-диагностического
исследования (форма N 2).
     3. Журнал консультаций психолога (форма N 3).
     4. Журнал учета групповых форм работы (форма N 4).
     5. Карта  психолого  -  медико - социальной помощи ребенку (формы
N 5, 5А, 5Б, 5В).
     6. Программа  работы  педагога  - психолога с группой (формы N 6,
6А).
     7. Коррекционная работа (форма N 7).
     8. Программа коррекционно - развивающих занятий (форма N 8).
     9. Требования к авторским программам (форма N 9).
     10. Аналитический отчет о  работе  педагога  -  психолога  (форма
N 10).
     11. Аналитический отчет  руководителя  (методиста)  муниципальной
методической службы (форма N 11).
     По итогам года педагоги -  психологи  представляют  аналитический
отчет  о  своей  работе  (форма  N  10)  руководителю образовательного
учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
     Данный отчет  включается в отчетную документацию образовательного
учреждения.  Руководитель психологической службы муниципального уровня
представляет   по   итогам  года  аналитический  отчет  (форма  N  11)
руководителю   муниципального   органа   управления   образованием   и
руководителю психологической службы региона.

                                                             ФОРМА N 1
                                                         (обязательна)

                              ТРЕБОВАНИЯ

      К ПЛАНУ РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

     1. При составлении плана необходимо учитывать:
     - цели  и  задачи  образовательной  деятельности  своего учебного
заведения;
     - приоритет   прав   и   интересов   ребенка   в  соответствии  с
Конституцией  Российской  Федерации,  Федеральным  законом  Российской
Федерации   "Об   образовании",   "Конвенцией   о   правах   ребенка",
нормативными   документами   Минобразования   России,   приказами    и
распоряжениями субъектов Российской Федерации;
     - нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы
коллегии  Министерства  образования  Российской  Федерации от 29 марта
1995 г.  "О состоянии  и  перспективах  развития  службы  практической
психологии образования в России").
     2. План работы должен включать следующие графы:

------------------------------------------------------------------------------
|  N  | Название |  Условия   | Ответственный  |    Срок    | Предполагаемый |
| п/п |  работы  | проведения |                | проведения |    результат   |
|-----|----------|------------|----------------|------------|----------------|
|  1  |    2     |     3      |     4          |     5      |        6       |
------------------------------------------------------------------------------

     - Пункт  2  может  содержать  как  название  разового мероприятия
(собрание,  консультации,  беседа,  урок...), так и название программы
деятельности   по   определенному   направлению   (напр.:   проведение
диагностического обследования или  сопровождения  класса  коррекции  и
т.п.).  Во  втором  случае  должны быть подпункты пункта 2,  каждый из
которых имеет свой срок и результат.
     - Пункт  6  должен  быть  изложен в форме конкретных результатов,
допускающей контроль за исполнением.
     - В  пункте 4,  если ответственность за исполнение распределяется
между  несколькими  исполнителями,  должно  быть  указано   содержание
ответственности   (напр.:  оформление  помещения,  подбор  участников,
проведение тренинга и т.д.).
     3. План  работы составляется на периоды,  принятые как отчетные в
данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал
и т.д. или на учебную четверть.
     Перспективный план работы,  включающий цели и направления  работы
психолога в данном учреждении, должен составляться на год.

                                                             ФОРМА N 2
                                                         (обязательна)

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО
             ИССЛЕДОВАНИЯ (СТРУКТУРА И ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ)

     1. Причина исследования (в изложении обратившегося).
     2. Разработка    плана    исследования,    построение   гипотезы,
обоснование   выбора   методик   психодиагностического    исследования
(разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).
     3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).
     4. Сроки проведения исследования.
     5. Применение методики описать по следующей схеме:

---------------------------------------------------------------------
|  N  | Название |  Автор теста,  | Исследуемая  | Фактор, влияющий |
| п/п |   шкалы  | название теста |   функция    |   на результат   |
|-----|----------|----------------|--------------|------------------|
|  1  |     2    |        3       |      4       |         5        |
---------------------------------------------------------------------

     6. Название  оценочных  шкал,  принятых  как  значимые  в  данном
исследовании (например: вербальный интеллект,
                        осведомленность,
                        понятливость,
                        речевое развитие,
                        общая оценка).
     7. Результаты исследования:
     а) количественные  данные представлены в таблицах на каждый класс
(группу) (см. схему учета результатов тестирования);
     б) обобщенная интерпретация данных:
     аналитическое описание  полученных  результатов   и   выводы   по
результатам;
     в) рекомендации по результатам исследования.

                СХЕМА УЧЕТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

----------------------------------------------------------------------------
|  N  |    Ф.И.О.    | Результаты выполнения диагностического | Заключение |
| п/п | тестируемого |               задания                  |            |
|-----|--------------|----------------------------------------|------------|
|     |              |     1    |    2    |   ***    |   N    |            |
----------------------------------------------------------------------------

Дата: ------------------------

----------------------------------------------------------------------
          Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись


                                                             ФОРМА N 3
                                                         (обязательна)

                    ЖУРНАЛ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПСИХОЛОГА

              ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

---------------------------------------------------------------------------------------------------
| Дата |  Время     |  Консультируемый    |  Повод    | Проблема | Результат        | Консультант |  |
|      | проведения |                     | обращения |          | консультирования |             |
|      |            |                     |           |          |                  |             |
|------|------------|---------------------|           |          |                  |             |
|      |            | возраст | пол | имя |           |          |                  |             |
|------|------------|---------|-----|-----|-----------|----------|------------------|-------------|
|  1   |   2        |  3а     | 3б  |  3в |    4      |    5     |     6            |    7        |
---------------------------------------------------------------------------------------------------

     Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или  знаком  под
анонимным обращением.
     Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов
и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.
     Отметка времени начала и окончания консультаций  позволяет  вести
учет  расхода времени на консультации в месяц,  год и,  следовательно,
учитывать это при планировании работы на следующий год.

                                                             ФОРМА N 4
                                                         (обязательна)

                                ЖУРНАЛ

                     УЧЕТА ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ

-------------------------------------------------------------------------
|  Список    | Тема или |  Даты  |    Отметки   | Ведущий  | Примечание |
| участников | название | встреч | о посещениях |          |            |
|  п/п N,    | тренинга |        |              |          |            |
|  Ф.И.О.    |          |        |              |          |            |
|------------|----------|--------|--------------|----------|------------|
|     1      |    2     |   3    |       4      |    5     |      6     |
-------------------------------------------------------------------------

     К групповым формам  работы  психолога  в  учреждении  образования
можно отнести:
     - тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями);
     - коррекционные  или развивающие занятия с детьми по определенной
программе;
     - семинары, лекции, методические занятия с педагогами.
     Если последнее  учитывается  в  специальном  журнале   учреждения
образования,  необходимо вносить туда сведения о них по установленному
в журнале образцу.

                                                             ФОРМА N 5
                                                         (обязательна)

                                КАРТА

            ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ

Карта N --------------------                     Обследование проводит
                                                 ---------------------
                                                 Дата ----------------

Фамилия ------------------- Имя --------------------------------------
Дата рождения ------------- Учреждение образования (д/с, школа и т.д.)
--------------------------- Класс (группа) ---------------------------
Адрес --------------------- Телефон ----------------------------------
Фамилия, имя, отчество родителей -------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
Кем направлен --------------------------------------------------------
Причина обращения ----------------------------------------------------
Анамнестические сведения ---------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
Семья ----------------------------------------------------------------
Условия проживания ---------------------------------------------------
Биологические факторы ------------------------------------------------
--------------------------------- леворукость ------------------------
Особенности раннего развития -----------------------------------------
Воспитание до учреждения образования ---------------------------------
Наблюдение специалистов ----------------------------------------------
Жалобы в настоящий момент --------------------------------------------
Проблемы, связанные с учреждением образования ------------------------

----------------------------------------------------------------------
|  Перемена   | Повторение |   Сфера нарушения школьной адаптации    |
| учреждения  |   класса   |                                         |
| образования |            |                                         |
|-------------|------------|-----------------------------------------|
|             |            | Сложности в обучении, воспитании ------ |
|             |            | Итоговые оценки по основным предметам   |
|             |            | --------------------------------------- |
|             |            | трудности в освоении норм поведения --- |
|             |            | --------------------------------------- |
|             |            | особенности социальных контактов ------ |
----------------------------------------------------------------------
     Заключение ------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
     Рекомендации ----------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------

                                                            ФОРМА N 5А

----------------------------------------------------------------------
|                Психосоциальная ситуация развития                   |
|--------------------------------------------------------------------|
| актуальный конфликт, время его возникновения                       |
|                                                                    |
| оценка социальной ситуации в учреждении образования                |
|                                                                    |
| оценка семейной ситуации                                           |
|                                                                    |
| психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность,          |
| контакты)                                                          |
|                                                                    |
| самооценка                                                         |
|                                                                    |
|--------------------------------------------------------------------|
|                         Ситуация в семье                           |
|--------------------------------------------------------------------|
|   совместные занятия дома с ребенком                               |
|                                                                    |
|   взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками                |
|                                                                    |
|   взаимоотношения родителей с учреждением образования              |
|                                                                    |
|   отношения в семье                                                |
|                                                                    |
|   тип семейного воспитания                                         |
|                                                                    |
----------------------------------------------------------------------


                             ФОРМА N 5Б

----------------------------------------------------------------------
|                        Психологические данные                      |
|--------------------------------------------------------------------|
| Интеллектуальные особенности                                       |
|                                                                    |
|--------------------------------------------------------------------|
|--------------------------------------------------------------------|
| Личностные                                                         |
| характеристики                                                     |
|                                                                    |
|--------------------------------------------------------------------|
| Зона ближайшего развития                                           |
|                                                                    |
|--------------------------------------------------------------------|
|--------------------------------------------------------------------|
| Мотивация                                                          |
|                                                                    |
| Интересы, представление о будущем                                  |
|                                                                    |
|--------------------------------------------------------------------|
|                        Медицинские данные                          |
|--------------------------------------------------------------------|
|                                                                    |
| Рекомендовано                                                      |
|                                                                    |
----------------------------------------------------------------------

Психологическое заключение -------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------

                                                            ФОРМА N 5В

     На основании   психолого   -   медико  -  социального  заключения
рекомендовано:
     Посещение коррекционных занятий ---------------------------------
     Специалист ------------------------------------------------------

     За прошедший период произошли следующие изменения:

     Рекомендации педагогу: ------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
     С рекомендациями ознакомлен -------------------------------------
     Педагог ---------------------------------------------------------
     Рекомендации родителям: -----------------------------------------
     С рекомендациями ознакомлены ------------------------------------
     мать ------------------------------------------------------------
     отец ------------------------------------------------------------

                                                             ФОРМА N 6

                              ПРОГРАММА

      РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С ГРУППОЙ -------------------
                                                  (какой)

     1. Составлена психологом Ф.И.О.
     2. Описание класса (группы):
     - психологическая характеристика детей;
     - общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).
     3. Цели программы
     - прописать  конкретные  цели  и  задачи  работы  с детьми,  если
отдельно выделяется работа с педагогами и родителями,  то прописать  и
эти задачи).
     4. Этапы реализации программы по месяцам.
     5. Планируемые   результаты   психологической   работы  в  классе
(группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.

Дата составления: ----------------------------------------------------
Подпись психолога: ---------------------------------------------------

                                                            ФОРМА N 6А

                  РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
         В КЛАССЕ (ГРУППЕ) ----------- В ------- УЧЕБНОМ ГОДУ

     1. В классе (группе)  были  проведены  следующие  диагностические
исследования.

----------------------------------------------------------------------
|   Время проведения   |    Тест     | Название исследуемой тестом   |
|                      |             |      характеристики           |
----------------------------------------------------------------------

     2. Перечень групповых занятий (тренингов),  проведенных в  классе
(группе).

------------------------------------------------------------------
|   Время проведения   |  Название тренинга  |    Тема занятий   |
------------------------------------------------------------------

     3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).

------------------------------------------------------------------
|  Время проведения  | Тема занятий  | Цели занятий | Участники  |
------------------------------------------------------------------

     4. Название форм индивидуальной работы с детьми.

-------------------------------------------------------------------
|   Время    |  Тема   |   Цель   | Ф.И.О. ребенка (если это была |
| проведения | занятий | занятий  |  работа с отдельными детьми)  |
-------------------------------------------------------------------

     Перечень полученных результатов  работы  с  классом  (группой)  в
виде,  допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает
или будет работать с этим классом.
     Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой).
     Анализ опыта реализации данной программы  и  рекомендации  по  ее
дальнейшему совершенствованию.

     Дата: -----------------------------   Подпись психолога: --------

                                                             ФОРМА N 7
                 (обязательна для учреждений специального образования)

                         КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

                                          ----------------- 199-- года

Фамилия ------------------ Имя ---------------------------------------
Учреждение образования -----------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
Класс (группа) -------------------------------------------------------
Мнение специалиста ---------------------------------------------------
                      (индивидуальная коррекция)
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------
|     Сильные стороны ребенка    |     Слабые стороны ребенка        |
|--------------------------------|-----------------------------------|
|                                |                                   |
|                                |                                   |
|                                |                                   |
----------------------------------------------------------------------

                 Динамика коррекционного обучения

За прошедший период с ---------------- по ----------------------------
произошли следующие изменения: ---------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------

РЕКОМЕНДОВАНО: -------------------------------------------------------

                                                             ФОРМА N 8
                 (обязательна для учреждений специального образования)

                              ПРОГРАММА

                  КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

     I. Пояснительная записка:

     1. Актуальность,  цель программы - в виде, позволяющем определить
ее  значимость  для  работы  с  данным  контингентом   (в   учреждении
образования)
     2. Задачи - в виде, определяющем пути достижения цели участниками
занятий
     3. Адресат - с кем будут проводиться  занятия  (участники:  дети,
взрослые, учителя и т.д.)
     4. Содержание - в виде, раскрывающем содержание разделов

     II. Тематический план занятий по следующей схеме:

--------------------------------------------------------------------
|  Тема  | Цели и задачи |   Наименование форм работы, упражнений  |
|        |               |         (без подробных описаний)        |
|--------|---------------|-----------------------------------------|
|   1    |       2       |                    3                    |
--------------------------------------------------------------------

     III. Список  литературы  указывается  литература,  которую  могут
использовать участники группы

Ведущий   ------------------------------------------------------------
                          Ф.И.О., должность

                                                             ФОРМА N 9
              (обязательна для образовательных учреждений, реализующих
                                   авторские, инновационные программы)

                              ТРЕБОВАНИЯ

                        К АВТОРСКИМ ПРОГРАММАМ

     Критерии оценки авторских программ:

     1. Научно - практическая новизна.
     2. Научная обоснованность.
     3. Актуальность и перспективность.
     4. Практическая направленность.
     5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
     6. Представленность результатов апробации.

     Перечень представляемых документов:

     I. Программа:

     1. Пояснительная     записка,     предусматривающая     раскрытие
актуальности,   целей   и   задач   курса,   длительность  курса,  его
продолжительность,   возрастные   категории   обучающихся,   ожидаемые
результаты.
     2. Содержание программы по  разделам  с  точно  сформулированными
темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
     3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
     4. Список  литературы,  которую  могут  использовать обучающиеся,
обучаемые и которую использовал автор.

     II. Примерный тематический план.

     Направления защиты программы:

     1. Обоснование выбора курса.
     2. Цели и задачи курса.
     3. Содержание курса.
     4. Ожидаемые результаты.
     5. Место данного курса в  учебном  плане  (доля  часов,  связь  с
другими курсами).

                                                            ФОРМА N 10
                                                       (рекомендована)

                         АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
                    О РАБОТЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

     1. Цель, объект, предмет исследования.
     Построение гипотезы.
     Выбор психодиагностических методик.
     Разработчик, диагност.
     2. Представление результатов исследования.
     3. Анализ полученных данных.
     4. Выводы и рекомендации.

                                                            ФОРМА N 11
                                                       (рекомендована)

                         АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
                РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

     1. Анализ состояния психологической службы  (структура,  кадровый
состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).
     2. Обобщенный    анализ     результатов     социопсихологического
мониторинга,  проводимого  в  соответствии  с  планом профилактической
работы учреждений образования,  по запросам  администрации,  педагогов
(прилагается  статистически  обработанный материал по всем проведенным
обследованиям в учреждениях  образования  в  форме  таблиц,  графиков,
гистограмм; дискета).
     3. Обобщенный  анализ  консультативного  приема,  осуществляемого
педагогами - психологами муниципальной психологической службы.
     4. Анализ   результатов   мониторинга   ведения   курса   "Основы
жизненного   самоопределения"   в   рамках  регионального  компонента,
"Здоровый образ жизни", "Основы самопознания", "Половое просвещение" и
других  курсов,  направленных  на развитие личностной и эмоционально -
волевой сферы.
     5. Анализ   коррекционно   -   развивающей   работы,   проводимой
педагогами  -   психологами   муниципальной   психологической   службы
(прилагаются  обобщенные  результаты  обследований  детей  до  и после
проведения коррекционно - развивающей работы в виде таблиц,  графиков,
гистограмм; дискета).
     6. Выявленные проблемы:  условия и первопричины их возникновения,
задачи и методы их решения.
     7. План работы на следующий учебный год.
     8. Перспективы развития службы.