14.05.2025 17:32
Аналитика.
Просмотров всего: 3288; сегодня: 3.

Полярные летчики — герои на все времена

Полярные летчики — герои на все времена

Сегодня, когда Россия энергично осваивает Арктику, потомкам нельзя не вспомнить о «давно минувших днях», связанных с нашим Севером. 

Ян Иосифович Нагурский

Ян Иосифович Нагурский признан первым в мире полярным летчиком. Он первым летал на самолете над Северным Ледовитым океаном. Нагурскому принадлежит также первенство в выполнении «мертвой петли» (петли Нестерова) на гидросамолете — летающей лодке М-9 русского авиаконструктора Д. П. Григоровича.

Нагурский родился 8 февраля 1888 года во Влоцлавеке Варшавской губернии, входившей тогда в Российскую империю. Умер 9 июня 1976 года в Варшаве.

В 1909 году Нагурский окончил Одесское юнкерское училище. В 1912 году вступил во Всероссийский аэроклуб, где научился летать. В 1913 году получил звание военного летчика в Гатчинской офицерской воздухоплавательной школе.

21 августа 1914 года Я. Нагурский с механиком Е. Кузнецовым на гидросамолете совершил первый в Арктике полет вдоль западного побережья Новой Земли, удаляясь от суши на расстояние до 100 километров и покрыв около 400 километров за 4 часа 20 минут. Затем Нагурский выполнил там  еще четыре достаточно продолжительных полета. Они осуществлялись в целях поиска пропавших экспедиций Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова. Одновременно велись научные наблюдения. Нагурский установил, что над Северным Ледовитым океаном полеты возможны, хотя и связаны с определенным риском. Он сделал вывод о возможности совершить полет на Северный полюс, что и было осуществлено М. В. Водопьяновым 21 мая 1937 года на самолете АНТ-6.

В 1914 – 1917 годах Нагурский командовал авиационным отрядом, а затем и авиационным дивизионом Балтийского флота. 17 сентября 1916 года он первым в мире выполнил два раза подряд «петлю Нестерова» на гидросамолете М-9. До этого авиаторы считали, что выполнение «мертвой петли» возможно только на сухопутных самолетах, так как они легче и обладают меньшим сопротивлением. Во время выполнения второй петли механика унтер-офицера Годовикова выбросило из кабины, однако он спасся, ухватившись за крыло. «Мертвая петля» была выполнена на высоте 900 метров недалеко от  станции для гидропланов на острове Эзель (Сааремаа).

В 1919 году Я. И. Нагурский возвратился в Польшу, где работал инженером-конструктором. Награжден пятью русскими боевыми орденами и орденом Возрождения Польши.

Борис Григорьевич Чухновский

Борис Григорьевич Чухновский – первый советский полярный  летчик. Он родился 9 апреля 1898 года в Санкт-Петербурге. Умер 30 сентября 1975 года.

В 1917 году Чухновский окончил школу морских летчиков в Ораниенбауме. Участвовал в Гражданской войне в качестве начальника авиации Волжско-Каспийской флотилии, в 1918 году обеспечивал ледовую разведку при переходе Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. В 1924 году, используя опыт Нагурского, совершил полеты в Арктике в целях гидрографических исследований и проводки судов.

Только ему из всех летчиков (в спасательных операциях участвовали экипажи 21 самолета) удалось обнаружить 10 июля 1928 года оставшихся в живых членов экспедиции дирижабля «Италия». Чухновский сообщил их координаты ледоколу «Красин», сбросил потерпевшим продукты и снаряжение. Вскоре «Красин» снял потерпевших крушение со льда, а затем по их информации эвакуировал и пять остальных членов экспедиции из основного лагеря.

Чухновский провел в 1929 – 1932 годах ледовую разведку Северного морского пути, в 1937 – 1938 годах участвовал в поисках пропавшего самолета С. А. Леваневского (август 1937 года). В 1933 – 1936 годах совместно с конструктором Р. Л. Бартини  создал самолет «ДАР» (дальний арктический разведчик). В 1941 – 1945 годах участ­вовал в качестве летчика морской авиации Северного флота в Великой Отечественной войне. После войны работал в полярной авиации Главсевморпути. Награжден орденом Ленина и тремя орденами Красного Знамени.

Герой Советского Союза Михаил Сергеевич Бабушкин первым в мире осуществил посадку на плавучую льдину.

Михаил Сергеевич Бабушкин

Михаил Сергеевич Бабушкин родился 6 октября 1893 года в деревне Бордино недалеко от поселка Лосиноостровский (ныне Москва). В 1914 году призван в армию, стал военным летчиком, окончив в 1915 году Гатчинскую авиашколу. Был оставлен в ней инструктором. Участвовал в Гражданской войне на Дальнем Востоке. В 1923 году демобилизовался и поступил в Добролет (первое название Аэрофлота). Ежегодно командировался в район Белого моря для ведения промысловой разведки в интересах советских зверобойных судов. В 1928 году участвовал в поисках экспедиции Нобиле, в 1933 году – в экспедиции ледокольного парохода «Челюскин», а в 1935 году – в высокоширотной экспедиции ледокола «Садко». В 1937 году, как лучший специалист по посадкам на лед, Бабушкин был вторым пилотом самолета М. В. Водопьянова в полете на Северный полюс. В 1937 – 1938 годах участвовал в поисках самолета С. А. Леваневского. 18 мая 1938 года при возвращении из этой экспедиции уже в качестве пассажира погиб в авиакатастрофе недалеко от Архангельска.

О посадке на лед Бабушкин писал, что его представление о крепости льда после разговора с моряками изменилось. Моряки говорили: «Не только твой самолет удержится, а вот даже ледокол иногда ударит в льдину, вскочит на нее, а она как ни в чем не бывало». Экипаж же Бабушкина был категорически против посадки на лед. Тогда Михаил Сергеевич рискнул, и посадка прошла отлично.

Далее о том, что имеет смысл знать и современным полярным летчикам. После неоднократных наблюдений за льдами с воздуха и проверке их при посадках Бабушкин в отчете написал: «Я мог безошибочно определять толщину и характер ледяного поля с самолета. (…) Толщина полей, у которых кромка загромождена торосами, доходит иногда до трех метров. (…) Есть и другой вид ледяных полей. Края у них ровные, как ножом обрезанные. Этих полей нужно избегать – они молоды и тонки. Когда толстые ледяные поля сходятся краями друг с другом, между ними образуется чистый плес воды. Потом плес замерзает, покрывается снегом. Так образуется молодой лед. На первый взгляд он мало чем отличается от крепкого, старого поля; торосы успокаивают взгляд, внушают доверие. Но манящая гладкая поверхность поля может стать для самолета роковой».

Отечественный и мировой опыт показал, что успешное освоение Арктики невозможно без авиации, но оно невозможно и без радио. 90 лет назад, чтобы спасти итальянцев, сначала надо было знать, куда лететь и плыть.

Николай Рейнгольдович Шмидт

И вот 3 июня 1928 года советский радиолюбитель, член Общества друзей радио (Осоавиахим) Николай Шмидт первым в мире принял радиосигнал SOS от погибавшей экспедиции У. Нобиле. Случилось это в поселке Вохма Северо-Двинской губернии.

В этот день Николай услышал среди треска своего самодельного приемопередатчика точки-тире незнакомой радиостанции. Молодой радист вывел на бумаге сообщение: «Itali… Nobile… Fran Uosef… SOS SOS SOS terri teno Ehh», что примерно означало: «Италия… Нобиле… Франс Иосиф… спасите наши души… держу землю». Николай уже знал, что 25 мая итальянцы потерпели крушение в Арктике, и поэтому срочно послал с местной почты телеграмму: «Москва. Общество друзей радио Италия Нобиле 3 VI 28».

По просьбе Осоавиахима Н. Шмидт стал вести радиоприем при свидетелях. Это заставило замолчать даже закоренелых скептиков. Русскому радиолюбителю поверили. Пресса всего мира стала склонять на все лады неизвестную дотоле Вохму, которую никто не мог найти на картах, и русского радиолюбителя Николая Рейнгольдовича Шмидта.

Москва срочно направила к Земле Франца-Иосифа экспедицию по спасению экипажа дирижабля «Италия» в составе ледокола «Красин» с самолетом Чухновского на борту (шел с запада) и ледокола «Малыгин» с самолетом Бабушкина, который шел с востока.

Участники спасения итальянцев написали на сложенной из камней пирамиде: «Здесь были участники экспедиции поисков дирижабля Нобиле». Под своими именами они поставили и подписи организаций, которые их послали в Арктику: «Осоавиахим, Добролет, Совкино».

Текст: Сергей Елисеев. Вести ДОСААФ

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11234 публикации
Сайт: vestidosaaf.ru/2018/02/10/5135/
Поделиться:

Интересно:

19.06.2025 19:43 Аналитика
Выручка холдинга Ventra достигла 24 млрд
Выручка холдинга Ventra за 2024 год составила 24,1 млрд рублей, что на 25% выше показателя предыдущего года (19,2 млрд). Все ключевые направления бизнеса показали рост по итогам 2024 года: HR-сервисы и аутсорсинг (Ventra), HR Tech (Ventra Go!), а также облачные решения — компания ITKey, с которой Ventra объединила активы в 2024 году.  В 2024 году число сотрудников на проектах холдинга достигло 17 000 человек. Экспертиза холдинга и ее вклад в развитие потенциала команд была высоко оценена сообществом: в минувшем году Ventra была признана одним из лучших работодателей России сразу по трем авторитетным версиям — Forbes, РБК и HeadHunter. Кадровый и аутсорсинговый бизнес Ventra достиг показателя выручки в 18,9 млрд рублей, показав рост на 15%. Успех обеспечен укреплением позиций на рынке ключевых направлений. В области профессионального подбора клиентский портфель был увеличен...
Дни Москвы в Тайланде пройдут в 2026 году
19.06.2025 18:37 Мероприятия
Дни Москвы в Тайланде пройдут в 2026 году
18 июня в рамках Петербургского международного экономического форума Министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин выступил спикером бизнес-диалога «Россия — Таиланд». В дискуссии также приняли участие заместитель Министра экономического развития РФ Владимир Ильичев, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Алексей Груздев, посол Королевства Таиланд в РФ Сасиват Вонгсинсават, торговый представитель Кабинета министров Таиланда Умеш Пандей и другие официальные лица. Среди тем — преодоление барьеров в двусторонней торговле, расчеты в национальных валютах, новые транспортные маршруты, двустороннее инвестиционное сотрудничество, зеленые технологии для устойчивого развития, «умные города». Участники также обсудили, как межрегиональное сотрудничество позволяет обмениваться опытом и внедрять инновационные технологии. Руководитель ДВМС Сергей Черёмин отметил, что...
ВЧК ликбез: Все на борьбу с неграмотностью!
19.06.2025 14:36 Аналитика
ВЧК ликбез: Все на борьбу с неграмотностью!
Совет народных комиссаров 19 июня 1920 года принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности или ВЧК ликбез. Постановления созданной комиссии имели обязательный характер. Она была образована для выполнения декрета о ликвидации безграмотности и руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский. Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности. Первый Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в...
Рисунки на одежде - это модно!
19.06.2025 11:46 Консультации
Рисунки на одежде - это модно!
Ничто так не привлекает внимания в потоке или группе людей, как изображения на одежде. Это могут быть рисунки, тексты, геометрические фигуры, фото. Всё это и есть принты. Они способны рассказать о вашем характере, настроении и взглядах на жизнь красноречивее любых слов. Мы живем в эпоху, когда стандартные вещи не всегда удовлетворяют потребности современного человека. Всё больше людей хотят подчеркнуть свою индивидуальность, выбрав наряд с уникальным дизайном. Индустрия моды предлагает огромное количество мотивов, перенесенных на ткань. Но особенно востребованы те принты, которые выполнены вручную, индивидуально для каждого предмета одежды. Одним из ярких представителей этого направления является российский бренд Misha'Le, основанный талантливым дизайнером Еленой Мишаковой. Главная особенность одежды этого бренда - индивидуальный подход к созданию принтов. Они не просто украшают...
226-летие сражения при Треббии в ходе Итальянского похода Суворова
19.06.2025 11:40 Аналитика
226-летие сражения при Треббии в ходе Итальянского похода Суворова
Любопытно, что это сражение произошло на том месте, где в 218 г. до н.э. знаменитый полководец древнего Карфагена Ганнибал разбил римлян. Весной 1799 г. начался Итальянский поход под командованием А.В. Суворова. В апреле союзные русско-австрийские войска в сражении на реке Адде нанесли поражение армии французского генерала Ж.М. Моро, вынудив его отступить сначала к Турину, а затем к Генуе. На помощь Моро из Тосканы выступила армия генерала Ж. Макдональда. Соединившись, французы получили бы значительное численное преимущество, поэтому Суворов решил разбить их порознь и первый удар нанести по более сильному из двух противников – Макдональду. К 6 июня Макдональд захватил город Пьяченцу и оттеснил авангардный отряд союзных войск, которым командовал австрийский фельдмаршал-лейтенант (звание, соответствующее генерал-лейтенанту в других армиях) Отт фон Баторкец. Отступив, он занял позицию на...