18.04.2025 09:00
Новости.
Просмотров всего: 1756; сегодня: 15.

Как в Музее транспорта Москвы реставрировали трамвай «Татра Т3»

Как в Музее транспорта Москвы реставрировали трамвай «Татра Т3»

Исторические вагоны, старинные звонки, деревянные сиденья, округлые фары — столица готовится к параду ретротрамваев. 19 апреля по улицам снова проедут вагоны, которые помнят несколько поколений москвичей. В этом году к 126-летию трамвая восстановили один из самых знаковых его образцов — советскую «Татру T3SU». 

Трамвай из другой эпохи

Трамваи «Татра T3» выпускались в Чехословакии с 1962 по 1999 год и экспортировались в разные страны, но самые крупные партии направлялись в СССР. Вагон, который отреставрировали специалисты, приехал в Москву в 1987-м — в рамках последней поставки моделей этой серии. Под номером 5993 он поступил на службу в Октябрьское трамвайное депо и в течение 22 лет перевозил пассажиров по нескольким маршрутам в центре, на востоке и северо-востоке столицы. 

Историей этого трамвая поделился сотрудник научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы Игорь Руженцев. Он несколько лет провел за пультом управления этого трамвая.

«Модели “Татра Т3” еще встречаются на столичных улицах. Пассажиров они давно не перевозят, зато поливают дороги, диагностируют контактную сеть в качестве вагонов-лабораторий и буксируют другие вагоны. До 2014 года наш вагончик тоже работал буксиром для исторических экспонатов, пока сам к ним не присоединился», — говорит эксперт.

Поблескивающий свежей краской желто-белый вагон стоит под крышей одного из цехов трамвайно-ремонтного завода на улице Волочаевской. В маленьком окошке над лобовым стеклом указан его первый исторический маршрут № 50 — от проезда Энтузиастов до улицы Двинцев. Двери трамвая открыты, словно он все еще ждет своих пассажиров. Поднимаемся по ступенькам в салон — и попадаем в прошлое. Красные пластиковые сиденья с компактными печками, серебристые поручни и вытянутые лампы-плафоны переносят в другую эпоху, как машина времени. 

Следы времени

Реставраторы восстановили «Татру T3» в том виде, в котором она ходила по рельсам в начале 1990-х годов. Вагон тогда отремонтировали, заменили некоторые детали и перекрасили его из красно-бежевого в желто-белый цвет. Чтобы сохранить атмосферу прошлой эпохи, в трамвае оставили без ремонта и замены некоторые части интерьера: сиденья водителя и в салоне, напольное покрытие.

«В коллекции Музея транспорта Москвы есть “Татра Т3”, которая требует реставрации: в оригинальной заводской комплектации с родными пультом управления, стеклами, уплотнителями и даже с оригинальной окраской в салоне. А этот экспонат мы постарались сохранить в том виде, в каком его привыкли видеть пассажиры», — продолжает Игорь Руженцев.

Чтобы отреставрировать «Татру», специалисты проделали большую работу. Сначала трамвай полностью разобрали: сняли двери, зеркала, фары, поворотники, плафоны, сиденья, демонтировали все стекла и уплотнители, оставив только перегородку в кабине водителя. Затем провели дефектацию (оценку состояния) всех элементов вагона, чтобы определить, какие детали нужно отремонтировать или заменить.

«Из-за трещины пришлось установить новое лобовое стекло от вагона такой же модели. На нем даже сохранились следы от дворников. Исправили деформации кузова, удалили коррозию, на крыше заменили проржавевшие от осадков металлические листы, обновили также все уплотнительные резинки и уплотнители на стеклах», — перечисляет руководитель управления реставрации Музея транспорта Москвы Вячеслав Котов. 

Ретровагон снова на ходу

Реставраторам понадобилось много времени, чтобы удалить старые слои краски снаружи и внутри вагона. С металлических элементов кузова покрытие счищали угловой шлифовальной машинкой и абразивными кругами, а для передней и задней частей трамвая, сделанных из композитных материалов, применяли специальные химические смывки. Затем, после кузовного ремонта, вагон загрунтовали, покрасили внутри и снаружи и восстановили все детали.

«Заменили обшивку потолка, стенки, поручни и двери покрасили, плафоны почистили и обновили на них заглушки-наконечники. Привели в порядок каждую табличку. В кабине водителя заменили лампочки и переключатели, перебрали всю арматуру и электрику, провели ревизию ходовой части и колесных пар, а также отремонтировали токоприемник. Вагон уже прошел тест-драйв, так что готов хоть завтра выходить на линию», — продолжает Вячеслав Котов.

В завершение реставрации на вагон нанесут исторические бортовые номера и логотип Октябрьского трамвайного депо. Увидеть самый популярный в СССР трамвай можно будет в постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы в гараже Константина Мельникова после ее открытия.

Изображение (фото): И. Захаров. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы


Как в Музее транспорта Москвы реставрировали трамвай «Татра Т3»

Как в Музее транспорта Москвы реставрировали трамвай «Татра Т3»

Как в Музее транспорта Москвы реставрировали трамвай «Татра Т3»

Как в Музее транспорта Москвы реставрировали трамвай «Татра Т3»

Как в Музее транспорта Москвы реставрировали трамвай «Татра Т3»

Как в Музее транспорта Москвы реставрировали трамвай «Татра Т3»

Как в Музее транспорта Москвы реставрировали трамвай «Татра Т3»


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11037 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/152762073/
Поделиться:

Интересно:

День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...