28.03.2025 09:31
Новости.
Просмотров всего: 1273; сегодня: 3.

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Здания расположены в центре. Они сохранили свой неповторимый облик и обладают исторической ценностью. Ранее у них был промежуточный статус выявленных объектов культурного наследия.

Две усадьбы XIX века признали памятниками архитектуры регионального значения. Их внесли в реестр объектов культурного наследия. Новый статус теперь имеют усадьбы, расположенные по следующим адресам: Староконюшенный переулок, дом 2, строения 1, 2 и 3 и Сущевская улица, дом 14, строение 2. Кроме того, в реестр вошел жилой флигель усадьбы К.А. Мейера (переулок Чернышевского, дом 4, строение 2). Все здания были построены в позапрошлом веке в разных архитектурных стилях. Ранее они имели промежуточный статус выявленных объектов культурного наследия.

Памятники архитектуры находятся под государственной охраной: такие объекты нельзя сносить. Владельцы и арендаторы не имеют права проводить какие-либо работы без согласования с городом. Кроме того, они должны делать все возможное для их сохранения.

Дом с маской льва на фасаде

Главный усадебный дом в Староконюшенном переулке представляет собой двухэтажное здание с мезонином. Его построили в первой половине XIX века в стиле ампир. Во время пожара 1812 года деревянные постройки в этой части города практически полностью сгорели. Однако район улицы Пречистенки довольно за короткое время возродился.

Землю, где находится усадьба, в 1822 году приобрела дочь коллежского асессора Ирина Степановна Кроткова. При ней и был построен главный дом. В 1840-х новая хозяйка, надворная советница Анна Меншикова, пристроила к особняку северный флигель. В 1870-х годах усадьба перешла в собственность французскому подданному Петру Виллуану. В 1881–1882 годах по его заказу московский архитектор-художник Константин Андреев существенно перестроил главный дом и северный флигель. Фасады особняка были богато украшены лепным декором. Три центральных окна оформлены в виде гирлянд и сандриков (декоративный выступ над оконным и дверным проемом). Центральную часть дома увенчал аттик и массивный лепной картуш с маской льва. Интерьеры также приобрели яркое декоративное оформление. Кроме этого, по проекту Константина Андреева построили южный флигель и ограду.

В 1886-м владельцем усадьбы стал сын Петра Виллуана Леонид Виллуан. Через 12 лет он продал свою собственность купеческой семье Гандуриных. В то время братьям Антону, Сергею и Алексею принадлежало ситценабивное производство в Иваново-Вознесенске. В московской усадьбе в основном проживал Алексей Михайлович Гандурин с женой Верой Александровной, урожденной Бахрушиной, сестрой известного коллекционера и мецената Алексея Бахрушина. В особняке располагалась их квартира. Она состояла из пяти комнат на первом этаже, четырех — на антресольном, и еще пять помещений находились в полуподвале. После Октябрьской революции 1917 года усадьбу национализировали. В главном доме и во флигелях устроили коммунальные квартиры, которые расселили только в 1982-м. В середине 1990-х годов особняк принадлежал Союзу художников России. В помещениях располагались различные отделы организации. В настоящее время главный дом и южный флигель находятся в частной собственности. Северный флигель передан городом в управление российскому Союзу художников.

Красивый лепной декор центрального фасада главного дома частично сохранился до нашего времени, как и исторические печи конца XIX века, облицованные белым кафелем.

Главный усадебный дом в стиле эклектики

Особняк на Сущевской улице был построен в XIX веке по проекту архитекторов Льва Даля и Адольфа Эрихсона. В 1877 году его приобрел действительный статский советник Николай Боголюбов, выступавший от имени своего брата Алексея Боголюбова, известного живописца, коллекционера и мецената. В 1888-м памятник архитектуры перешел в собственность к художнику Николаю Третьякову. Его отец Сергей Третьяков был одним из основателей Третьяковской галереи.

В 1891–1892 годах по заказу владельца усадьбы архитектор Адольф Эрихсон соорудил каменную парадную пристройку в стиле модерн к старой деревянной части дома. Также по его проекту построили каменную ограду. После революции 1917 года в особняке разместился Сущевско-Марьинский клуб рабочих. В 1919-м в нем появилась библиотека. В 1996 году ей присвоили имя художника и просветителя Алексея Петровича Боголюбова. Сейчас в фондах библиотеки хранятся печатные и электронные источники по истории и теории музыки, современные и редкие нотные альбомы XIX — начала XX века. А еще культурное учреждение обладает богатой коллекцией уникальных грампластинок. Помимо этого, здесь собраны многочисленные издания по изобразительному искусству.

В феврале этого года завершилась комплексная реставрация главного дома усадьбы. Специалисты вернули ему исторический облик: были восстановлены интерьеры 1891–1892 годов, включая потолок вестибюля, барельефы грифонов над главным входом, дубовый щитовой паркет, а также потолочную лепнину и исторические розетки.

Флигель с закругленными углами

Здание флигеля в усадьбе К.А. Мейера построили в 1894 году одновременно с главным домом в стиле эклектики. Автором архитектурного проекта стал Максим Геппенер. Первоначально одноэтажный каменный флигель был хозяйственным. Он располагался в глубине участка. В 1905 году владелец усадьбы Карл Мейер решил сделать жилым флигель. Для этого он вновь обратился к архитектору Максиму Геппенеру. Надстроили второй этаж с башей и оформили в стиле модерн. У здания появились скругленные углы, сложная форма оконных рам, изящное металлическое ограждение балкона. В начале XX века во флигеле собирались члены Суриковского литературно-музыкального кружка, среди которых были писатели и музыканты. Считается, что в этом доме неоднократно бывал Сергей Есенин. Также есть версия, что здесь располагалось литературное кафе, которое организовала жена Мейера Адель. После 1917 года владение национализировали. Главный дом и флигель стали использовать в качестве жилых помещений, а затем приспособили под различные учреждения. В настоящее время в здании находится «Есенин-центр» — филиал Московского государственного музея С.А. Есенина.

Столичный Департамент культурного наследия ведет последовательную работу по выявлению объектов культурного наследия и включению их в реестр. За последние 14 лет более 700 объектов в Москве были признаны памятниками архитектуры.

Изображение (фото): Ю. Иванко, М. Денисов, пресс-служба Мэра и Правительства Москва, пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры

Какие здания в Москве признали памятниками архитектуры


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11074 публикации
Сайт: www.mos.ru/news/item/151894073/
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...