26.03.2025 13:12
Аналитика.
Просмотров всего: 4729; сегодня: 34.

Гигиена на Руси

Гигиена на Руси

Понятия о чистоте тела и правила ухода за ним разнились в разные эпохи, у разных народов и на разных географических широтах. Известно, что в Древнем Египте врачи для сохранения здоровья советовали мыть тело и бриться; в Древнем Риме существовали бани и термы с многоступенчатой системой омовения; последователям ислама пророк Мухаммед рекомендовал посещать бани. У народов Севера был иной принцип ухода за телом: тело натирали жиром, а затем соскабливали его вместе с грязью. В средние века католическая церковь запрещала мытьё тела, так как омовение водой должно было происходить только два раза в жизни: при крещении и при уходе человека из жизни.

Как обстояли дела с гигиеной тела в древнерусском государстве? Ответ на этот вопрос особенно важен, учитывая высказывания некоторых иностранных гостей Древней Руси о нечистоплотности славян. Конечно, тяжёлый крестьянский труд и условия того времени не располагали к ежедневным гигиеническим процедурам, но издревле на Руси ценились чистота и опрятность. Уход за телом обеспечивался мытьём в бане, а летом дополнительно включал купанье в пруду, реке или озере. Наличие бани на Руси, предназначенной для обеспечения чистоты тела и волос, само по себе говорит о чистоплотности восточных славян. Письменные источники, археологические изыскания, а также тот факт, что на Руси не было эпидемий чумы, подтверждают большое значение бани в жизни Древней и средневековой Руси, опровергая этим субъективные мнения недоброжелателей.

Сам подход к вопросу личной гигиены был обусловлен природной характеристикой территорий, где расселились восточные славяне. Воды рек и озёр, где обычно располагались поселения, и наличие лесов, откуда можно получать дрова, значительно облегчали славянам поддержание чистоты тела с помощью мытья. Леса обеспечивали также древесиной, из которой строились бани. Стены дощатой бани конопатились, у очага располагали груду камней, которые после нагревания поливались водой для образования пара. Добавление трав или кваса в воду делало пар лечебным.

Первая каменная баня, о строительстве которой сообщает летописец, была построена в Переяславле в 1090 году.

Когда появились бани на Руси

Учёные утверждают, что сведения о банях, существующих в дохристианскую эпоху на территории Руси, можно найти в письменных источниках. О наличии бань у восточных славян сообщал Прокопий Кесарийский, живший в VI веке. В древнерусской летописи приводятся сведения о том, что одно славянское племя платило дань другому племени берёзовыми вениками. В «Повести временных лет» (XI век) летописец сообщал о банной процедуре в Великом Новгороде – впоследствии остатки бани были обнаружены при раскопках; в летописи 945 года словом «истобка» называется банное строение в Киеве.

Бани на Руси были двух видов: в виде помещения, где очаг, расположенный посередине, топился «по-чёрному», или в виде комнаты с печью в одной стороне и полками для лежания, с другой.

Считается, что первый вид бани пришел на Русь с Востока, второй – с Запада, от западных славян. Другие исследователи русской бани прослеживают следы арабского или греко-римского влияния; есть мнение, что бани заимствованы от скифов, сарматов или хазар. Иными словами, бани существовали у многих народов, невозможно назвать только один фактор, способствующий появлению бани на Руси. Широко распространённым является мнение, что бани – это чисто русское изобретение.

Особенности банных процедур на Руси

У древних славян баня назвалась «мовницей», «мыльней» или «влазней». Термин «баня» распространился на Руси в IX-X веках.

Главная особенность русских бань – только на Руси существовала (и существует) поражающая иностранцев традиция купающихся хлестать себя веником и из парилки выбегать на холод или окунаться в снежный сугроб. Веник был непременным атрибутом банных процедур: похлопыванием душистым берёзовым или дубовым веником массировали тело, этим ускоряя кровообращение и очищая кожу. Установлено, что быстрая смена температур при обливании тела холодной водой или при растирании снегом после парилки, укрепляет сосуды, так что посещение бани является еще и оздоровительной процедурой.

Баня на Руси считалась особым местом, с которым связано много поверий и легенд. Славяне верили, что в бане свет встречается с тьмой, поэтому не принято было вносить в баню иконы, а перед входом в баню надо было осенять себя крестом. Вода смывала грехи, и человек вроде бы заново рождался. В бане рожали, в бане могли омывать тело усопшего. В бане лечили теплом и паром.

Баню нельзя было посещать в одиночку. По преданию, в бане обитали духи: мужской, который назывался Банником, и женский – баба Обдериха. Они были очень обидчивыми и могли побить человека, если тот нарушил их покой. Поэтому в одиночку никто не мылся, а духов старались задобрить, оставляя перед праздниками для них воду и веник.

Коллективные посещения бани были обычным явлением, учитывая большие семьи на Руси и трудность доставки воды: топить баню для одного человека было бы непозволительной роскошью. Кроме того, система отопления бани «по-чёрному», когда труба для дыма отсутствовала, а дым стелился по всему помещению, делала опасным долгое пребывание в бане в одиночку.

Обычно баню посещали два раза в неделю – так обеспечивалось постоянное очищение от грехов. В случае прибытия гостей хозяева растапливали баньку отдельно. Очищали тело золой, залитой водой и распаренной в печи – получался своего рода скраб, вобравший в себя природную силу деревьев, из которых получалась зола. В качестве моющего средства использовались также глина, мыльный корень, мыльные орехи, горчица. Очищению и оздоровлению кожи помогали натирания тела мёдом, ополаскивание мятной травой.

Мыло с душистыми добавками привозилось по торговым путям. Промышленное производство мыла в России началось в Шуе в начале XVII века. 

На юге Руси существовал обычай мытья в избе в печи с большим горнилом; таким способом обычно мыли детей и стариков.

Косметические процедуры Древней Руси

Суздальский летописец XIII века сообщал о наличии косметических средств, которые привозились из других земель: это ароматические масла для тела, краски для лица и волос. Использовались и местные травы и растения: девушки для ополаскивания волос применяли отвары ромашки или крапивы, яркость щекам придавал румянец из сока свеклы, губам – сок вишни.

Из предметов, применявшихся в гигиенических целях, в Древней Руси были широко распространены гребни для расчёсывания волос, деревянные или костяные. Волосы входили в перечень обязательных критериев красоты женщины, поэтому их расчёсывали подолгу, обеспечивая усиление притока крови к корням волос. Полюбоваться на свою красоту можно было с помощью металлического зеркальца. В домах встречались пинцеты для выщипывания волос, бритвы, ложечки для чистки ушей, ножницы для подстригания волос и бороды. Многие из этих изделий поначалу были привозными, но по мере развития русской культуры предметы для поддержания красоты стали изготавливаться местными мастерами. 

Изображение (фото): из открытых источников


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11077 публикаций
Сайт: mednolit.com/gigiena-na-rusi
Поделиться:

Интересно:

Белые пятна истории
21.05.2025 13:12 Аналитика
Белые пятна истории
Даже спустя 80 лет после Великой Победы история обороны Москвы таит немало белых пятен. Их последовательно закрывает депутат Законодательного Собрания, директор по научной работе ОНПП «Технология», исторический консультант студии «ВоенФильм» Олег Комиссар. Он по крупицам выстроил хронологию подвига дивизий народного ополчения Москвы на Калужской земле. Накануне Великой даты в Обнинске на Аллее Победы открыли выставку, где представлены архивные карты. По ним горожане узнают историю подвига простых людей из московского ополчения на обнинской земле. А ведь до недавнего времени среди тех, кто интересовался историей родного края, бытовало мнение, что немцы зашли на территорию будущего Обнинска практически без боев. Это заблуждение. У нас в октябре 41-го года народные ополченцы Москвы три дня, с 16 по 19 октября, отражали...
К годовщине завершения Кавказской войны
21.05.2025 11:12 Аналитика
К годовщине завершения Кавказской войны
Официально эта война длилась с 1817 по 1864 годы, и считается самой длинной войной России. Хотя столкновения и войны на Кавказе, по всей границе страны, были на протяжении всего столетия, так же как в 18-м и в 20-м веках. И глобальные противники были все те же, только в разных ипостасях. Сначала Англия и Турция, потом еще Франция и США, позже Германия и масса сателлитов. У Кавказской войны была длительная предыстория – войны, конфликты, дипломатическая борьба. Это был военно-стратегический регион со времен Руси Московской 16 века, а потом Российской империи с 1721 года. Не считая небольшие перерывы, войну с Россией вели османы и персы, их руками англичане. Инструментом в их войнах стали и горские народы Кавказа. Это было время военных походов, мятежей и восстаний. Война с горцами шла около полувека, включая перерывы. Именно эта война начиналась при Александре I, продолжалась при...
Каждый несет свой крест. Первый казак на библейской горе
21.05.2025 09:04 Аналитика
Каждый несет свой крест. Первый казак на библейской горе
Председатель Кавказской археографической комиссии Евгений Вейденбаум в вышедшей в Тифлисе в 1901 году книге "Кавказские этюды" писал: "Здесь был водружен крест, принесенный урядником Дахновым, и по средине его прибита медная доска (12 дюймов длины и 8¼ ширины) с надписью: "1850 г. 6/18 августа, в благополучное царствование императора Николая I, при наместнике Кавказском князе Воронцове, взошли на Арарат начальник триангуляции полковник Ходзько, Н.В. Ханыков, П.А. Александров, Ар. Ф. Мориц, П.К. Услар, П.И. Шароян и 60 нижних чинов"". Это есть не что иное, как документально зафиксированный факт восхождения первого казака на вершину библейской горы Арарат – той самой, к которой после потопа причалил на своем богоспасаемом ковчеге ветхозаветный Ной с чадами и домочадцами.  Символ христианского обладания Почетная миссия и лаконичная, но славная строка в истории достались уряднику...
Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...