10.03.2025 10:03
Новости.
Просмотров всего: 582; сегодня: 18.

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Все здания расположены в центре столицы и имеют историческую ценность. Ранее у этих домов был промежуточный статус выявленных объектов культурного наследия.

Пять доходных домов в столице признали памятниками архитектуры регионального значения — их внесли в реестр объектов культурного наследия. Новый статус получили доходный дом Е.Н. Вейхельт (Большой Харитоньевский переулок, дом 10), доходный дом О.О. Вильнера на Старой Басманной улице (дом 12, строение 1), жилой дом начала XX века на Спартаковской улице (дом 16), жилой дом архитектора П.А. Ушакова в Денежном переулке (дом 24, строение 1) и арбатский частный дом в Столовом переулке (дом 7, строение 1). Они выполнены в разных архитектурных стилях и обладают исторической ценностью. Ранее у всех перечисленных зданий был промежуточный статус выявленных объектов культурного наследия.

Памятники архитектуры находятся под государственной охраной: такие объекты нельзя сносить. Их владельцы и арендаторы не имеют права проводить какие-либо работы без согласования с городом. Более того, они должны делать всё возможное для сохранения этих зданий.

Эклектика с угловыми эркерами 

Трехэтажный доходный дом Екатерины Николаевны Вейхельт в Большом Харитоньевском переулке был построен в 1900 году. Массивное угловое здание оформлено в стиле эклектики, его главный фасад выходит в Большой Харитоньевский переулок. На стенах выделяются угловые эркеры, основание которых украшено лепным декором с растительными мотивами. Первый этаж и углы эркеров декорированы крупным рустом, окна второго этажа обрамлены пилястрами и увенчаны треугольными сандриками, окна третьего этажа — рамочными наличниками.

В советский период дом приспособили под коммунальные квартиры. В интерьерах до наших дней сохранился лепной потолочный декор, филенчатые двери, металлическое ограждение, натуральный камень в оформлении парадной лестницы и другие ценные архитектурные элементы.

За свою историю дом принадлежал разным владельцам. Заказчицей строительства, а также первой владелицей дома была Екатерина Николаевна Вейхельт — жена прусского подданного Карла Вейхельта, московского купца первой гильдии, которому принадлежал механический завод на Гороховской улице. Здание также было в собственности у семейства Грибовых, в том числе у потомственного купца первой гильдии, распорядителя торгового дома «Н.Ф. Грибов и сыновья» Павла Назаровича Грибова.

Сейчас в бывшем доходном доме находятся магазины российских торговых марок, пространство для проведения мероприятий.

Образец модерна начала XX века

Доходный дом Осипа Осиповича Вильнера был построен вдоль Старой Басманной улицы в 1903 году по проекту признанного мастера модерна архитектора Николая Жерихова. Заказчиком выступил московский застройщик инженер Осип Вильнер.

Это пятиэтажное здание — яркий пример доходного дома начала XX века в стиле модерн. На первом этаже можно увидеть большие витринные окна, декорированные поясами иоников — это орнамент из элементов, по форме напоминающих перевернутое яйцо. Замковые камни проемов первого этажа декорированы женскими масками — лорелеями, а также маскаронами, изображающими древнегреческого бога Гермеса. Стены фасадов обработаны рустом.

На уровне второго этажа вдоль всего главного фасада расположен балкон с металлическим ограждением. Окна декорированы плоскими наличниками с замковыми камнями, сандриками на широких кронштейнах и лепниной с цветочными мотивами. Оконные проемы третьего этажа обрамлены плоскими наличниками с замковыми камнями. На замковых камнях также расположены маскароны лорелей. Под окнами расположены филенки с лепниной, обрамленные триглифами. Третий и четвертый этажи разделяет карниз с широким выступом и лепным фризом. Окна четвертого этажа украшены плоскими наличниками с замковыми камнями и лепниной с цветочными мотивами.

В советское время в здании размещались коммунальные квартиры, а на первом этаже дома располагались торговые помещения, а также знаменитый «финский» магазин продуктов. В 1970-е годы в доме жил известный советский спортивный комментатор Николай Николаевич Озеров.

Сейчас в здании размещаются офисы.

Терем в неорусском стиле

Жилой дом начала XX века на Спартаковской улице выполнен в неорусском стиле и благодаря своему богатому убранству напоминает сказочный терем. Свой нынешний облик дом обрел в 1910 году.

Окна второго этажа оформлены резными наборными наличниками с чередующимися прямоугольными и треугольными сандриками с геометрическим и растительным орнаментом. Полукруглые окна третьего этажа украшены наличниками и архивольтами с гирьками. Между окнами расположены фигурные филенки с геометрическими и растительными мотивами. В левой части фасада на третьем этаже находятся балконы с металлическим ограждением.

В интерьерах сохранились лепные карнизы, плафоны и розетки, сводчатые перекрытия, а также печи XIX века.

Дом находится на месте бывшего имения. Первые упоминания о владении датируются 1816 годом, когда его хозяином был купец второй гильдии Александр Андреевич Емельянов. Затем здание часто меняло владельцев. В 1904 году по заказу тогдашнего владельца купца второй гильдии Василия Яковлевича Герасимова все деревянные одноэтажные постройки в имении были снесены, а к главному дому были пристроены каменные двухэтажные жилые и нежилые строения. Проект был выполнен архитектором Алексеем Захаровым. В 1909 году для торговых помещений возвели еще одну двухэтажную пристройку, примкнувшую к главному дому, а в 1910-м в здании надстроили третий этаж. Тогда же у фасадов и появилось убранство в неорусском стиле. Проектированием и строительством занимался инженер И.М. Лавров. Здание сегодня является административным.

Эклектика с элементами классики

Двухэтажный жилой дом архитектора П.А. Ушакова расположен в Денежном переулке. Он был построен в 1823 году во владении Авдотьи Козьминишны Васьковой и представляет собой образец эклектики с элементами классического декора. В 1893-м с южной стороны к главному дому примкнула двухэтажная каменная пристройка. Она была возведена по проекту архитектора Петра Анисимовича Ушакова, в честь которого впоследствии дом и получил свое название. Предположительно, в это же время фасад приобрел облик, который сохранился до наших дней. Стены первого этажа декорированы рустом, окна — замковыми камнями. Стены второго этажа украшают филенки, профилированные карнизы, фигурный аттик с ложным окном, фронтон и лепной декор. Окна декорированы лучковыми и треугольными сандриками. В интерьерах здания сохранилась парадная лестница конца XIX века, камин на первом этаже, деревянные филенчатые двери.

Поздний классицизм в окрестностях Арбата

Дом в Столовом переулке является частью городской усадьбы конца XVIII — XIX века. Он состоит из двух строений, которые примыкают друг к другу: трехэтажного с северной стороны и двухэтажного с южной. На их месте раньше находился флигель и конюшни с кузницей Арбатского частного дома.

В конце XVIII века всю центральную и западную части квартала заняло владение князя Ивана Федоровича Голицына, скупившего несколько соседних усадеб. В 1817 году часть бывшей усадьбы Голицына была приобретена в казну для размещения Арбатского частного дома, то есть здания Арбатской полицейской части.

В середине позапрошлого столетия здания перестроили. Автором проекта был архитектор Петр Васильевич Михайлов.

В 1876 году под руководством архитектора Михаила Илларионовича Никифорова была перестроена угловая часть двухэтажного корпуса. К началу 1900-х большая часть помещений Арбатского частного дома была приспособлена под жилье.

Сегодня фасады здания сохраняют архитектурно-художественное оформление XIX века и являются образцом архитектуры позднего классицизма. Стены оформлены рустом, между этажами можно увидеть белокаменные карнизы с сухариками. В убранстве также присутствуют профилированные оконные наличники, филенки и веерные замки.

Изображение (фото): пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы


Участники событий и другие указанные лица:

  • Голицын Иван Фёдорович, представитель рода Голицыных, генерал-адъютант императора Петра III, впоследствии генерал от инфантерии, действительный тайный советник, сенатор;
  • Жерихов Николай Иванович, московский архитектор, яркий мастер эпохи модерна;
  • Захаров Алексей Александрович, русский архитектор, представитель северного модерна, а также эклектики, неоклассицизма и неорусского стиля;
  • Михайлов Пётр Васильевич, московский архитектор;
  • Никифоров Михаил Илларионович, русский архитектор, автор гражданских и церковных зданий в Москве;
  • Ушаков Пётр Анисимович, русский архитектор, который прославился строительством доходных домов в Москве.

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Пять доходных домов в Москве признали памятниками архитектуры

Тематические сайты: Государство, История, Культура, искусство, музеи, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS)

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10578 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/151095073/
Поделиться:

Интересно:

Как в Царском Селе развлекали русских царей?
14.03.2025 14:27 Аналитика
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
В Царском Селе отдыхали не только по-царски. Как выглядел досуг представителей императорской фамилии и их гостей. Стрельба и танцы Петр I задумал Царское Село как одну из мыз (дач) вдоль южного побережья Финского залива для "увеселения и домашней провизии, прогулок, чистого воздуха и охоты", где витал "дух простых удовольствий"1. Еще это был "кусочек Европы в России: Александровский парк напоминал парк Пагоденбург в Мюнхене, а гора Парнас - подобную гору на римской вилле Медичи"2. Здесь аристократам можно было погулять среди экзотической флоры и фауны. Некоторые сорта яблонь, приобретавшиеся у знаменитого ученого-садовода Э.Л. Регеля для выращивания в верхних теплицах Александровского парка, именовались в честь коронованных особ - "Наследник Николай Александрович" или "Император Александр". При императрице Елизавете на мызе "стреляли из пушек, кушали, ехали на охоту, после еды был бал...
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
14.03.2025 13:12 Мероприятия
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
12 марта 2025 года в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Эта памятная дата широко отмечается в России как на церковном, так и на государственном уровне. Для подготовки памятных мероприятий был учрежден Оргкомитет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сопредседатель Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Патриарха Московского Тихона; митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и...
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы.  Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса...
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
11.03.2025 22:35 Интервью, мнения
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
10 марта в Общественной палате РФ состоялось подведение итогов проекта «От эскиза до подиума». Национальный конкурс «От эскиза до подиума» посвящен развитию творчества юных дизайнеров современной модной одежды. По приглашению организаторов я приняла участие в жюри заключительного этапа конкурса на котором состоялись показы коллекций участников прошедших предварительные этапы отбора.  Конкурс - национальный, в нём приняли участие дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Владимира, Красноярска, Казани, Ханты-Мансийска, Московской области, Республики Мордовия, Екатеринбурга, других регионов и городов нашей страны. Юным дизайнерам помогали наставники, консультанты, организаторы конкурса, общественные организации, конечно же родители, наверное дедушки и бабушки,  друзья. Но главным стало желание молодых участников конкурса творить, создавать что-то новое, удивить...
Народы Древней Руси
11.03.2025 12:02 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...