22.01.2025 09:20
Персоны.
Просмотров всего: 10092; сегодня: 24.

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Ноябрь 1941 года. Полчища немецких войск ломились в ворота столицы. Фашисты заняли Вязьму, Калугу, Малоярославец, Калинин, приближались к Клину. Над Москвой нависла смертельная опасность. Тысячи юношей и девушек старались попасть в ряды защитников Родины, чтобы не дать врагу захватить сердце России.

В августе 1941 года добровольцем ушел на фронт молодой художник, сотрудник Серпуховского краеведческого музея Юрий Авдеев, ему только исполнилось 23 года. В 1941 году он сражался за Москву, воевал под Солнечногорском. С февраля по август 1942 – на Северо-западном фронте. Бесстрашный связист Юрий Авдеев в бою за село Павлово 10 раз в течение суток налаживал линию связи. Худенький юркий солдатик ползал от одного обрыва линии к другому. Установил связь с командным пунктом батальона и обеспечил управление боем. За выполнение боевого задания был представлен к награде «Медаль за отвагу». В бою за деревню Лунево Авдеев был ранен, но не ушел с поля боя, а обратился в санчасть только тогда, когда бой был закончен.

В эти страшные дни войны Юрий Авдеев никогда не забывал, что он художник: на кусках картона, фанеры появлялись подбитый танк, фронтовая землянка, опаленные огнем деревья. Работы были нарочито затемненные, но давали яркое впечатление о страшной народной трагедии.

Авдеев вспоминал, как он однажды был сильно встревожен: его вызвали в политотдел. Что случилось? А его, оказывается, официально назначили полковым художником. Он начал рисовать своих товарищей-однополчан. Это были офицеры и солдаты, военврачи и медсестры, радисты и разведчики. Бывало так, что сегодня он рисует портрет молодого бойца, а завтра этого улыбающегося парня уже не будет в живых…

Маленькие рисунки появлялись и на фронтовых письмах-треугольниках. Как было радостно получить весточку с фронта, да ещё с портретом близкого человека.

Многие военные работы Юрия Константиновича Авдеева хранятся в музеях, а совсем недавно была обнаружена коллекция его ранее неизвестных рисунков военных лет в фондах Института Российской истории РАН.

Война закончилась для Авдеева в 1944 году в боях за Ригу. Тяжелая контузия и сильная потеря зрения. Для художника – это трагедия. Надо было заново начинать жизнь. Но как?

Вернувшись в родные места, молодой солдат устраивается на фабрику в городе Серпухове, где слабовидящие штамповали пуговицы и кнопки. Но это было всё не то. Вспомнил, как в 1939 - 1940 годах, сотрудники Серпуховского краеведческого музея реставрировали в Мелихове чеховский флигель, маленький уютный дом, где А.П. Чехов писал свою «Чайку». Этот флигель до 1944 года был филиалом Серпуховского музея. Ю.К. Авдеев тоже принимал участие во многих делах. Его даже попросили написать портрет Чехова для будущей экспозиции флигеля.

В 1951 году Ю.К. Авдеев был направлен на работу в музей А.П. Чехова в Мелихове, а в 1952 году его назначают директором музея. В бывшей чеховской усадьбе стоял лишь флигель, вокруг – запустение. Дел было очень много. Для себя Авдеев решил, что, если он не сможет писать красками, то он будет художником в музейном деле.

Потихоньку начала возрождаться чеховская усадьба. Главным событием было восстановление дома А.П. Чехова. Сколько пришлось ходить по кабинетам чиновников, просить, доказывать, что это нужное и необходимое дело. Чтобы делать музей, надо было все знать о жизни Чехова в мелиховские годы, продумывать новую экспозицию, иметь предметы, которые не оставили бы посетителя равнодушным. Ю. К. Авдеев знакомится с сестрой писателя Марией Павловной и племянником Сергеем Михайловичем Чеховым, которые очень помогли ему в этом деле.

В 1957 году заложили первый камень. А в 1960, к 100-летию со дня рождения писателя, возрождённый дом принял первых экскурсантов. Экспонаты, полученные от родственников, местных жителей помогли сделать этот дом живым и тёплым. Позднее на усадьбе появляются хозяйственные постройки, флигель-кухня, баня. Ю.К. Авдееву удаётся добиться того, что участок чеховской земли, принадлежавший с 1920-х годов совхозу, стал тоже территорией музея. Постепенно там высаживались липы, берёзы, ели, сирень – создавались аллеи, как это было у Чеховых.

А зрение у Авдеева становилось всё хуже. Он рассказывал, как одна женщина врач, советовала ему чаще перебирать цветные тряпочки – это хоть немного, но активизирует зрение. Для Ю.К. Авдеева этими цветными тряпочками были краски. Он пишет чеховское Мелихово в различные времена года. Его этюдник можно было увидеть в разных уголках усадьбы. Как только выдавалось свободное время, художник начинал работать.

На его картинах краски немного необычные, они яркие и жизнеутверждающие: он так видел мир и так представлял его. Это уютные уголки усадьбы в разные времена года: цветущая сирень, чеховский дом, флигель, окрестности Мелихова.

Но и в мирные дни Авдееву вспоминается война. День Победы был для него самым важным днём в жизни: «Святой день» - говорил он. И вот спустя уже много лет после Победы появляется его новая картина «Иван-чай», которая никого не оставляет равнодушной и напоминает о великом подвиге нашего народа. На полотне - море цветущего иван-чая, яркие сочные краски, но во время войны здесь шли тяжёлые бои. Посреди цветов – помятая, проржавевшая солдатская каска и солдатские сапоги.

В Мелихово потянулись многочисленные экскурсанты. Они хотели познакомиться с заповедными местами, посмотреть чеховский дом, флигель, цветущий сад. Всем очень нравились экскурсии, которые проводили сотрудники музея. Экскурсоводы многое узнавали от своего наставника, замечательного рассказчика Ю.К. Авдеева. Он часто говорил: «Человек, прослушав вашу экскурсию, должен обязательно захотеть ещё и ещё раз приехать в Мелихово!» В книгах отзывов – благодарности посетителей, которые удивлены тем, что они увидели. Но Авдееву казалось, что ещё далеко не всё сделано. «Он и дальше продолжал зажигать огоньки» - так образно о работе Авдеева в день его памяти, сказала старая смотрительница музея. Открылись экспозиции в мелиховской и новосёлковской школах, которые когда то были построены Чеховым и сохранились до наших дней. Появился «Медицинский пункт доктора Чехова» в селе Крюково. В 1892-1893 годах, когда с юга к Москве двигалась холера, А.П. Чехов в этом старом фабричном здании принимал, осматривал и лечил больных.

Чтобы новые экспозиции были интересными, насыщенными, надо было перечитывать письма Чехова, его произведения, написанные в Мелихове. Но как? Глаза ничего не видят, строчки сливаются, начинаются сильные головные боли. «Глазами» Юрия Константиновича была жена Любовь Яковлевна, которая записывала его мысли и читала, читала ему Чехова. Авдееву очень хотелось рассказать о жизни писателя в Мелихове, о восстановительной работе на усадьбе, о мелиховских жителях помнящих доктора Чехова. Несколько раз переиздавалась книга Ю.К. Авдеева «В чеховском Мелихове». И в каждое издание добавлялось что-то новое и интересное.

В марте всегда отмечали день приезда Чехова в Мелихово. В гости к Юрию Константиновичу приезжали известные чеховеды: В.Я. Лакшин, З.С. Паперный, М. Н. Строева, К.М. Виноградова, Н.И. Гитович. Читали чеховские произведения Ю.В. Яковлев, А.А. Попов, О.Н. Ефремов. Приезжали друзья художники, бывшие фронтовики, которые с удовольствием писали Мелихово. Авдеев очень любил водить гостей по окрестностям, где бывал Антон Павлович.

В Мелихове снимались известные фильмы: «В городе С.», «Моя жизнь», «Лекарь мелиховского участка» - из замечательной серии «Путешествие к Чехову». Юрия Константиновича всегда приглашали быть консультантом во время съёмок.

В 1982 году состоялось знакомство двух замечательных людей: режиссёра «Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толстого» Пахомова В.М. и Авдеева Ю.К. Итогом этой встречи стал удивительный театральный праздник «Мелиховская весна», который впоследствии стал Международным театральным фестивалем.

Последним детищем Ю.К. Авдеева стало создание экспозиции «Музей писем А.П. Чехова» в старом здании почтового отделения, которое в 1896 году было открыто по инициативе Антона Павловича. Новая экспозиция приняла первых гостей 15 июля 1987 года, но уже без Авдеева. Его не стало в июне этого же года. И вспоминаются слова Чехова:

«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша».

Изображение (фото): Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Литература: произведения, издания, авторы, Памятные даты, праздники, юбилеи, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры, Театр: премьеры, режиссеры, актеры, сцены, Художественный салон
Сайты субъектов РФ: Калужская область, Липецкая область, Москва, Московская область, Смоленская область, Тверская область
Сайты столиц субъектов РФ: Калужская область - Калуга, Тверская область - Тверь
Сайты городов субъектов РФ: Калужская область - Малоярославец, Московская область - Клин, Московская область - Серпухов, Московская область - Чехов, Смоленская область - Вязьма
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Германия, Латвия, Россия, СССР
Сайты столиц стран: Латвия - Рига
Сайты регионов мира: Европа Центральная, Прибалтика
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS), Европейский союз

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10845 публикаций
Сайт: vk.com/wall-39648958_7586
Поделиться:

Интересно:

«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
17.04.2025 17:21 Аналитика
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
С первых дней войны таджикский народ проявил готовность защитить страну от опасности, нависшей над Родиной. Уже к 7 июля 1941-го в один только городской военкомат Сталинабада (ныне Душанбе) поступило 2503 таких заявления, из них 745 — от женщин. Всего с 1941 по 1945 годы из республики на фронты было призвано 289 тысяч человек. Еще 45 тысяч таджикистанцев были отправлены на трудовой фронт. В годы Великой Отечественной войны из 1,5 миллионов населения Таджикской ССР за победу над врагом отдала жизни 100 тысяч бойцов и командиров Красной армии, в том числе около 30 тысяч таджиков. В Таджикистане создавались крупные военные подразделения, которые в полной боевой готовности уходили прямо на фронт. К ноябрю в республике было сформировано несколько национальных бригад: стрелковые и кавалерийские. Из Таджикистана в октябре 1941 выехала на фронт прославленная в боях гражданской войны 20-я...
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
17.04.2025 11:08 Персоны
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
Как известно, бойцы из Средней Азии на фронтах Великой Отечественной войны воевало не мало, многие не вернулись, но почти все воевали достойно, а некоторые – геройски. Не будем делить на «наших» и «ваших» - все ветераны ВОВ – наши, и сегодня расскажем об одном из них – Нурметове Сатыме Нурметовиче. Родился Сатым 15 июня 1925 года в узбекском городе Хива, работал электромонтером, с февраля 1943 года, когда ему еще не было 18-ти лет ушел на фронт. Правда, в наградных документах год рождения указан как 1924, но это скорее всего уловка, чтобы попасть на фронт поскорее, так делали многие советские парни. Воевал на 3 Белорусском фронте, дослужился до командира отделения 51-го гвардейского отдельного саперного батальона 13-го гвардейского стрелкового корпуса 43-й армии. Отличился Сатым 7 апреля 1945 года в боях за город Кенигсберг (сейчас – Калининград), когда вместе с четырьмя саперами зашел...
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
16.04.2025 17:16 Новости
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
В Государственном военно-историческом музее Вооруженных сил Республики Казахстан в г. Астане прошла церемония передачи солдатского медальона родственникам Тукена Мендышева, солдата Великой Отечественной войны, считавшегося без вести пропавшим с декабря 1943 года. Медальон был найден 7 мая 2024 года в ходе поисковых работ в Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань» недалеко от урочища Макарьевская пустынь Тосненского района Ленинградской области. Нашла его Ольга Байбородова из Ижевска, член Удмуртской республиканской молодёжной общественной организации «Долг», при подъёме останков погибшего. Из личных вещей бойца также были найдены подсумок для патронов, ложка, спичечница, опасная бритва, пуговицы, красноармейская звёздочка, ключ от винтовки СВТ и пряжки. С помощью экспертизы, которую провели специалисты Всероссийского информационно-поискового центра в г. Казань, удалось установить...
Бренд Misha’Le представил свою новую коллекцию
16.04.2025 12:07 Мероприятия
Бренд Misha’Le представил свою новую коллекцию
13 апреля в рамках выставки «Москва нарядная» состоялся показ художников авторского костюма секции «Декоративное искусство Московского союза художников». 14 именитых модельеров представили свои новые коллекции. Бренд Misha’Le дизайнера-модельера Елены Мишаковой не стал исключением и представил свою новую коллекцию «Триколор». Она выполнена в стиле спорт-шик, что в очередной раз продемонстрировало индивидуальный и лаконичный стиль дизайнера. Уже не первый год мы знаем, что Елена предпочитает создавать креативные модели, используя монохромные оттенки. Зрители были приятно удивлены тем, как она сумела создать коллекцию в стиле спорт-шик и при этом не отступить от своего стиля. Для своей коллекции дизайнер выбрала трикотажное полотно, которое обладает эластичностью, позволяя носить эту одежду в любую погоду. А сочетание цветов российского флага символизирует не только красоту русской...
К годовщине окончания Венской наступательной операции
15.04.2025 09:04 Аналитика
К годовщине окончания Венской наступательной операции
Первоначальный замысел наступления на венском направлении Ставка Верховного Главнокомандования изложила в директиве от 17 февраля 1945 г. Однако реализовать его в связи с резко изменившейся обстановкой так и не удалось. В последней декаде февраля немецкие войска ликвидировали плацдарм 7-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта на р. Грон, а также начали сосредоточение танковых дивизий против 3-го Украинского фронта. В сложившихся условиях Ставка ВГК приказала командующему его войсками Маршалу Советского Союза Ф.И. Толбухину закрепиться на достигнутом рубеже и отразить на нем удары противника. Спустя три дня после начала Балатонской оборонительной операции, 9 марта, Верховный Главнокомандующий уточнил задачи двух фронтов. В отличие от первоначального замысла, главная роль в предстоящей наступательной операции, которая впоследствии получила название «Венская», отводилась...