02.07.2024 13:03
Новости.
Просмотров всего: 1627; сегодня: 25.

Загадки необъявленной войны на Халхин-Голе

Загадки необъявленной войны на Халхин-Голе

В мае 1939 года начался конфликт на реке Халхин-Гол, который по своему накалу и количеству брошенной в бой техники не уступал многим событиям Великой Отечественной войны. При этом наибольшее число споров вызывает сражение за гору Баин-Цаган 3-5 июля. Тогда 8-тысячной японской группировке удалось скрытно форсировать Халхин-Гол и начать движение к советской переправе, угрожая отрезать советские войска на восточном берегу реки от основных сил.

Халхин-гольский конфликт во многом специфичен. Во-первых, это одно из немногих столкновений, когда боевые действия велись практически в безлюдной местности — до ближайших населенных пунктов Монголии было около 500 км. Во-вторых, борьба велась в сложных климатических условиях с суточными колебаниями температуры от минус 15 до плюс 30 градусов Цельсия и множеством иных неблагоприятных природных факторов. Неслучайно советские бойцы шутили: «Даже комары в Монголии, как крокодилы — кусаются через доски».

В-третьих, Халхин-Гол стал полигоном для испытания новых образцов вооружения: впервые в воздушном бою использовались реактивные снаряды, Красная армия применила автоматические винтовки Симонова, а также 82-миллиметровые минометы. Значительный прорыв был осуществлен и в военной медицине.

Темой же данной статьи будут два дискуссионных аспекта необъявленной войны на Халхин-Голе, которые с 1939 г. и до наших дней являются предметом многочисленных споров.

Баин-Цаганское побоище

Пожалуй, ни одно из событий на Халхин-Голе в мае-сентябре 1939 года не вызывает столько споров, как сражение за гору Баин-Цаган 3−5 июля. Тогда 8-тысячной японской группировке удалось скрытно форсировать Халхин-Гол и начать движение к советской переправе, угрожая отрезать советские войска на восточном берегу реки от основных сил.

Противник был случайно обнаружен и вынужден занять оборонительную позицию на горе Баин-Цаган. Узнав о случившемся, командующий 1-ой армейской группой Георгий Жуков приказал 11-ой бригаде комбрига Яковлева и ряду других бронетанковых подразделений сходу и без поддержки пехоты (мотострелки Федюнинского заблудились в степи и вышли к месту сражения позднее) атаковать японские позиции.

Советские танки и бронеавтомобили предприняли несколько атак, но из-за значительных потерь вынуждены были отступить. Если действия японской пехоты с шестовыми минами и бутылками с горючей смесью особой эффективностью не отличались, то 37-миллиметровые противотанковые пушки легко пробивали броню любых советских танков и бронеавтомобилей на Халхин-Голе. Второй день сражения свелся к постоянному обстрелу советской бронетехникой японских позиций, а провал японского наступления на восточном берегу вынудил японское командование начать отход.

До сих пор историки спорят, насколько оправданным был ввод в бой бригады Яковлева с марша. Сам Жуков писал, что сознательно пошел на это. С другой стороны, был ли у советского военачальника другой путь? Тогда японцы могли продолжить движение к переправе, и произошла бы катастрофа.

Спорным моментом Баин-Цагана до сих пор является и японское отступление. Было ли это повальное бегство или планомерный и организованный отход? Советская версия рисовала разгром и гибель японских войск, не успевших осуществить переправу. Японская же сторона создает картину организованного отступления, указывая, что мост был взорван уже тогда, когда на него ворвались советские танки. Видимо, ни то, ни другое описание в полном объеме не отражает действительности.

Каким-то чудом под артиллерийским обстрелом и ударами с воздуха японцам удалось переправиться на противоположный берег. А вот оставшийся в прикрытии 26-й полк был практически полностью уничтожен. Уже после конфликта в Японии командующего японскими войсками генерала Камацубару не раз упрекали в том, что прикрывать отступление он оставил полк, не входивший номинально в состав его 23-й дивизии, пожертвовав «чужой частью».

Общие потери в Баин-Цаганском побоище японцы оценили в 800 чел. убитыми, т. е. 10% личного состава; количество раненых не уточнялось.

Баин-Цаган сложно назвать решительной тактической победой одной из сторон. А вот в стратегическом отношении — это, безусловно, победа советско-монгольских войск. Во-первых, японцы были вынуждены начать отход, понеся потери и не выполнив основной задачи — уничтожения советской переправы. Более того, ни разу на протяжении конфликта противник больше не пытался форсировать Халхин-Гол, да и физически это было уже невозможно. Единственный комплект мостового оборудования во всей Квантунской армии был уничтожен самими японцами при отводе войск с Баин-Цагана.

Во-вторых, наносившийся одновременно удар по советскому плацдарму на восточном берегу Халхин-Гола оказался неудачным. Из 80 японских танков, участвовавших в безуспешной атаке, 10 были уничтожены и один захвачен бойцами РККА. Далее японским войскам оставалось лишь проводить операции против советских войск на восточном берегу Халхин-Гола или ждать политического решения конфликта. Правда, как известно, дождался противник совсем иного.

Потери противника

Еще одной из загадок событий на Халхин-Голе является число жертв. До нашего времени нет точных данных о японских потерях. Как правило, цифры, приводимые в литературе, носят отрывочный характер или являются предположениями. 20 августа 1939 года советские войска начали мощное наступление, ведя бои на окружение японской группировки. Основной удар планировалось нанести с севера, однако в силу несогласованности действий первые атаки успеха не имели.

Ошибочно решив, что основной удар наносится в южном секторе, японское командование направило туда основные резервы. А тем временем сосредоточенные на северном фасе советские войска нанесли новый мощный удар, оказавшиеся для врага роковым. Кольцо вокруг японской группировки сомкнулось, и начались бои на уничтожение.

Сколько японских солдат оказалось в кольце? Многим ли удалось прорваться? Эти вопросы до сих пор открыты. Количество окруженных и уничтоженных внутри кольца нередко оценивалось от 25−30 тыс. до 50 тыс. человек. В докладе Г. М. Штерна по итогам операции указаны японские потери в июле-августе 1939 г. в количестве 18868 чел. убитыми и 25900 ранеными. Сами японцы весьма уклончиво обозначали свои потери. Когда им было разрешено увезти тела погибших, они не стали уточнять, сколько тел им необходимо отыскать.

В докладе комиссара фронтовой группы Бюрикова на вечернем заседании военного совета ЗАБВО 21 октября 1939 г. так описан этот процесс: «Были установлены места, куда прибывали японские команды со специальными машинами-грузовиками. Дороги к могилам были обозначены поставленными специальными регулировщиками так, чтобы японцы никуда не могли свернуть. Там, где японцы выкапывали, наши бойцы были без винтовок, но в карманах было по паре гранат и наган».

Всего японцам было передано 6281 тело. Сколько солдат противника так и осталось в песках Монголии, сказать уже невозможно. Жуков оценивал их в 3−4 тыс. человек. Официально японская сторона за все время конфликта (без учета потерь баргудов и потерь вне зоны основного конфликта в Хайларе) признала потерю 8632 человек убитыми, 9087 человек ранеными. Большая часть из них приходилась на 7-ю (потеряна треть личного состава) и 23-ю дивизии (потеряно более двух третей состава). Количество умерших от болезней и погибших от небоевых причин не уточнялось.

28 августа 1939 года Жуков отправил в Москву победное донесение о полном уничтожении крупной группировки противника, к которому Ворошилов и Шапошников отнеслись весьма осторожно, указав: «Как и следовало ожидать, никаких дивизий в окружении не оказалось, противник или успел отвести главные силы, или, что вернее, больших сил в этом районе давно нет, а сидел специально подготовленный гарнизон, который теперь полностью уничтожен».

Автор:  Юрий Старшов.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 7362 публикации
Сайт: diletant.media/articles/41922501/
Поделиться:

Интересно:

Адмирала Кузнецова вызывали к Сталину рекордное число раз
24.07.2024 18:10 Интервью, мнения
Адмирала Кузнецова вызывали к Сталину рекордное число раз
Решительность адмирала Николая Кузнецова и уверенность в своей правоте спасла ВМФ СССР в самом начале Великой Отечественной войны, это качество флотоводец затем всегда демонстрировал в кабинете у Иосифа Сталина, который множество раз вызывал его к себе, рассказал РИА Новости председатель отделения...
120-летие Адмирала Флота Николая Кузнецова отметили в Архангельске
24.07.2024 17:02 Новости
120-летие Адмирала Флота Николая Кузнецова отметили в Архангельске
Человек, трудами которого создан современный российский флот, оставил заметный след в истории России. Его имя сегодня носят улицы и проспекты, образовательные организации и военные корабли. И, конечно, особо чуткое отношение к жизни и деятельности Н.Г. Кузнецова у его земляков. Николай Кузнецов...
Памятная доска полководцу Белой армии В. Каппелю открыта в Ульяновске
24.07.2024 16:47 Новости
Памятная доска полководцу Белой армии В. Каппелю открыта в Ульяновске
По благословению Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина, на территории Архиерейского подворья — храма в честь равноапостольного великого князя Владимира была открыта памятная доска, посвященная генералу Владимиру Каппелю. Настоятель храма протоиерей Святослав Еренков совершил панихиду о...
Граждан защитят от мошеннических переводов по-новому
24.07.2024 14:25 Консультации
Граждан защитят от мошеннических переводов по-новому
С 25 июля 2024 года вступает в силу закон, по которому банки обязаны приостанавливать на два дня переводы, если информация о получателе денег содержится в базе данных Банка России о случаях и попытках мошеннических операций...
Свыше 47 тыс. жителей Беларуси посетили музей «Поезд Победы» в 2024 г.
24.07.2024 14:08 Новости
Свыше 47 тыс. жителей Беларуси посетили музей «Поезд Победы» в 2024 г
Историко-просветительский и общественно-патриотический проект «Поезд  Победы» в 2024 году был реализован в Республике Беларусь в рамках празднования 80-летия освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков Белорусской железной дорогой совместно с ОАО «Российские железные дороги» при...