08.04.2024 10:18, Редакция: 08.04.2025 09:04
Новости.
Просмотров всего: 11909; сегодня: 36.

К годовщине окончания Гражданской войны в Испании

К годовщине окончания Гражданской войны в Испании

17 июля 1936 года с военного мятежа националистов генерала Ф. Франко против правительства Второй Испанской Республики в Испании началась гражданская война, окончившаяся 1 апреля 1939 года.

На стороне республиканцев сражались интернациональные бригады добровольцев из разных стран, а также более двух тысяч советских военнослужащих, в том числе многие будущие известные военачальники Великой Отечественной войны. Мятежников поддержали нацистская Германия и фашистская Италия. Война в Испании завершилась победой мятежников и установлением диктатуры Ф. Франко.

В ходе войны в Советский Союз эмигрировало несколько тысяч испанцев, бежавших от франкистов. Многие страны приняли участие в эвакуации детей за пределы воюющей Испании.

В Советский Союз первый пароход с детьми испанских коммунистов и сторонников Республики прибыл в 1937 г. В СССР для них были созданы специальные детские дома. 

Первый детский дом был открыт в августе 1937 г. (находился в подчинении Народного комиссариата обороны СССР) в московском особняке по адресу Большая Пироговская улица, 13 (по соседству с нынешним комплексом зданий ГА РФ). Однако уже постановлением Совета народных комиссаров СССР от 16 сентября 1937 г. № 1621-363с «О руководстве обслуживанием и воспитанием испанских детей, находящихся в СССР и вновь прибывающих» вся работа по размещению, административно-хозяйственному обслуживанию, воспитанию и обучению испанских детей, находившихся в стране, была возложена на Народные комиссариаты просвещения (Наркомпросы) РСФСР и Украинской ССР. Во исполнение этого постановления Наркомпрос РСФСР к ноябрю того же года открыл семь детдомов. В составе Управления детскими домами Наркомпроса РСФСР был организован Отдел детдомов специального назначения.

Встречи прибывающих в страну испанских детей были торжественными. Согласно плану одной из таких встреч осенью 1937 г. на украшенном флагами Октябрьском (в настоящее время Ленинградский) вокзале Москвы детей встречали представители партийных и государственных органов, 150 пионеров и оркестр.

Разумеется, испанские дети тяжело переносили расставание с семьей и домом. Кроме того, они прибыли из страны, охваченной войной, что не могло не наложить свой отпечаток. По свидетельствам документов, дети использовали слово «фашист» в качестве ругательства по отношению друг к другу, а также при виде белогвардейцев в советских кинофильмах, фильмы о войне вызывали у них слезы. Поэтому одной из первостепенных задач на этапе приема в детские дома стало «отвлечение детей от тяжелых впечатлений войны».

В документах отмечено, что испанские дети прибыли в Советский Союз сильно истощенными, с хроническими заболеваниями. На начальном этапе их пребывания предпринимались значительные меры по лечению и профилактике: вывоз на курорты, усиленное питание. По смете 1938 г. на питание испанского ребенка ежедневно выделялось почти в три раза больше средств, чем в обычных детдомах страны.

По истечении периода адаптации обращение с детьми становилось более строгим. Так, по результатам проверки одного из детдомов в начале 1939 г. отмечалось: «Поставленные в хорошие материальные условия и имея огромный штат обслуживающего персонала, дети могут воспитаться барчуками, в духе, противном задачам нашей советской педагогики. Слишком много праздничной, парадной шумихи… Работники детдома живут вчерашним днем торжественных встреч детей героической Испании, которые были нужны в свое время, но не могут быть основами советского воспитания» (ГА РФ. Ф. А-307. Оп. 1. Д. 226. Л. 5об.–6.)

О содержании таких основ дает представление «Положение о детском доме для испанских детей», подготовленное Наркомпросом РСФСР весной 1938 года. Первым пунктом детдом провозглашался «государственным учреждением, осуществляющим коммунистическое воспитание детей». А его первой задачей – «воспитать энергичных строителей коммунистического общества, беззаветно преданных социалистическому отечеству трудящихся всего мира – Советскому Союзу, борцов против фашизма, борцов за свободную и независимую Испанию».

В начале 1939 г. на территории РСФСР существовали десять детских домов: один в Москве (переданный из подчинения Наркомата обороны), три в Московской области, два в Ленинграде, два в городе Пушкин Ленинградской области, один на территории современной Калужской области, один в Евпатории в Крыму. Их контингенты насчитывали от 60 до почти 500 человек, а всего в названных детдомах было более 2200 детей. Еще около 650 ребят содержались в пяти детдомах на территории Украинской ССР в ведении республиканского Наркомата просвещения.

В детских домах жили испанцы в основном школьного возраста, но имелись и дошкольные отделения с детьми от 3 до 7 лет. При каждом детдоме действовала неполная средняя школа (7 классов). Русский язык изучался как иностранный, а преподавание всех остальных предметов велось на испанском языке, для чего были переведены и заново написаны учебники. Помимо местного персонала, в детдомах работали 150 испанцев, почти половину из которых составляли учителя. При этом, по мнению начальника отдела детдомов спецназначения, «испанские работники требуют к себе особого внимания в связи с тем, что многие из них направлялись с детьми в СССР совершенно случайно, без всякого организованного подбора» (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 6005. Л. 13).

Несколько позднее были открыты два дома испанской молодежи: в Москве и Ленинграде с общим контингентом более 300 человек. Они принимали выпускников детдомов с 17-летнего возраста, поступивших в высшие и средние специальные учебные заведения. Пребывание в домах молодежи ограничивалось возрастом в 21 год.

1939-й стал годом не только падения Испанской республики, но и начала Второй мировой войны. Двумя годами позже войска нацистской Германии и ее сателлитов – в том числе франкистов, от которых когда-то бежали испанские дети – напали на их новый дом, Советский Союз. Обитатели испанских детдомов разделили с советским народом тяготы военного времени: блокаду, эвакуацию, быт и труд в тылу. Многие бывшие воспитанники погибли, сражаясь на фронте. После войны одни испанцы уехали из Советского Союза, другие остались здесь на всю жизнь.

Текст: К.В. Ривчак, к.и.н., Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).


Исторические события:


Личная карта воспитанника детского дома №1 для испанских детей А.Г. Кардиаса. 13 февраля 1938 г. ГА РФ
Личная карта воспитанника детского дома №1 для испанских детей А.Г. Кардиаса. 13 февраля 1938 г. ГА РФ

Воспитанники и работники детского дома для испанских детей. Конец 1930-х – начало 1940-х гг. ГА РФ
Воспитанники и работники детского дома для испанских детей. Конец 1930-х – начало 1940-х гг. ГА РФ

Воспитанники и работники детского дома для испанских детей. Конец 1930-х – начало 1940-х гг. ГА РФ
Воспитанники и работники детского дома для испанских детей. Конец 1930-х – начало 1940-х гг. ГА РФ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11030 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_7557
Поделиться:

Интересно:

В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...
Народы Древней Руси
05.05.2025 11:12 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...