21.02.2024 10:19
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 4455; сегодня: 1.

Обновлена основная экспозиция музея Сергея Есенина в Москве

Обновлена основная экспозиция музея Сергея Есенина в Москве

В Московском государственном музее С.А. Есенина в Большом Строченовском переулке открылся обновленный зал «Это все, что зовем мы родиной…». Событие, можно сказать, историческое: обновление постоянной экспозиции произошло впервые за почти 30 лет существования учреждения. Об изменениях и ближайших планах Музея С.А. Есенина рассказал его директор Олег Робинов.

Обновление экспозиции

«Это все, что зовем мы родиной…» — один из первых залов, которые оформили в 1995 году, когда создавался общественный музей С.А. Есенина. По словам Олега Робинова, тогда зал отражал свое время — 1990-е иногда требовали прямолинейности и, быть может, слишком буквальных символов. Почти через 30 лет настало время обратиться к классике — то, чему посвящен музей, не устареет никогда.

«Нам очень повезло, что мы обладаем домом, воссоздающим атмосферу начала XX века, домом, где ощущается дух той Москвы, — это отмечают многие посетители. Там есть то, что называется гением места, его очень сложно насильно куда-то поселить», — отмечает Олег Робинов.

Дом в Большом Строченовском переулке — первый московский адрес Сергея Есенина и единственный официальный: он был здесь прописан, хотя и прожил в нем не очень долго. До того как перебраться в Москву, Есенин приезжал в этот дом в гости к отцу. Смысловой центр, ядро старой экспозиции — комната Александра Никитича Есенина, воссозданная при участии племянницы поэта, его будут сохранять. А обновленный зал находится с другой стороны, с него посетители будут начинать осмотр, и он покажет, каким Сергей Александрович приехал из Константинова, как его напитал Рязанский край, каким его увидела Москва — и каким Москву увидел он. 

Чтобы продемонстрировать это, в процессе обновления специалисты исходили из того, что есть в фондах. В музее хранится очень хорошая коллекция живописи, посвященная родным местам Сергея Александровича, — в зале висят картины, и благодаря им воссоздана атмосфера Рязанского края. Но в первую очередь выставочное пространство решили сделать более удобным, более выигрышным — расширить нишами и витринами, в которых можно показывать больше книг и фондовых предметов, время от времени меняя их даже в рамках постоянной экспозиции.

«Основу экспозиции литературного музея во многом составляют книги. В нашей коллекции есть издания, которые читал Сергей Александрович в детстве, в годы учебы в школе в Спас-Клепиках, — его круг чтения того времени хорошо известен. У нас появилась идея, которую, я думаю, мы воплотим, — сделать QR-код, переводящий в виртуальную библиотеку. Каждый посетитель сможет почитать то же, что читал Есенин, — подборки можно будет время от времени менять», — говорит Олег Робинов.

Часть экспозиции посвятили этнографии. Сестры Сергея Есенина сохранили подлинные рязанские костюмы начала XX века — очень интересно, что эти предметы одежды и орнаменты на них имеют не только русские, но и мордовские корни, региональное влияние ощущается очень явно. Такие костюмы крестьяне могли надевать, например, на ярмарку. Хотя если говорить о конце XIX — начале ХХ века, в близких к Москве деревнях уже не ходили в традиционной одежде. И образ деревенского человека Есенин позже создавал себе сознательно — в Москву-то он приехал франтом, с накрахмаленным воротничком, в костюме-тройке и изумрудном галстуке.

«Почему Есенин придумал себе новый образ? Это важный пласт его культуры — он в этом рос, в этом воспитывался. Мы хотим погрузить гостей в мир Есенина, чтобы каждый посетитель почувствовал, каким поэта увидела Москва, каким он начал путь в Москве — мне кажется, это очень интересно», — рассказывает Олег Робинов.

Планы: юбилейный год, экскурсии, новые выставки

В 2025 году исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Есенина, а в 2026-м — 30 лет Музею С.А. Есенина. Подготовка к юбилейным датам уже началась — она вписывается в общую концепцию обновления.

«Я ставлю для музея сверхзадачу — показать многогранность личности Сергея Есенина. Это должен быть не какой-то один-единственный образ, привычный большинству или, например, доступный только литературоведам. Мы хотим показать разностороннего Есенина, чтобы, пройдя по музею, каждый мог открыть для себя поэта и его творчество по-новому», — говорит Олег Робинов.

Комната, воссозданная при участии родственников поэта, — особо ценное место. В музее обдумывают возможность изменить средства ее показа — сейчас там стоит стекло, оно как бы представляет собой одну из стен. Возможно, его удастся убрать, чтобы комната лучше раскрывалась для публики. Наличие стекла в такой экспозиции, конечно, не противоречит музейным традициям, но дом-музей должен воспроизводить атмосферу, не выглядеть реконструкцией — хочется, чтобы у посетителя возникало чувство, что он не заглянул в витрину, а побывал в гостях.

Для входной группы уже изготавливают новый макет рельефа — его поместят в пространство между обновленным залом и мемориальной комнатой отца Есенина. Рельеф будет передавать московский образ Сергея Александровича — будто он вошел в подворотню, задумался и немного облокотился на стену. Композиция будет интересная, с ростовой фигурой Есенина и городским пейзажем, чтобы логически связать «рязанский» и «московский» залы экспозиции. Детали обсудили на ученом совете музея.

«Ученый совет — важный орган для каждого музея. Мы хотим объединить в нем как филологов, которые изучают творчество Сергея Есенина, так и профессиональных музейных специалистов, представителей СМИ, научно занимающихся вопросами медиа, в частности представителей кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Естественно, в ученый совет войдут есенинцы — те, кто занимался посвященными поэту постановками. Наше предложение уже приняли балетмейстер Большого театра Борис Акимов, актеры Сергей Никоненко и Сергей Безруков. Они не просто сыграли поэта — образ Есенина очень важен для каждого из них», — говорит Олег Робинов.

Развитие экспозиции в Большом Строченовском переулке продолжит рассказ о жизни Есенина в Москве, в ней же планируется «дойти» до кончины поэта. В специально отведенном для этого небольшом зале расскажут о последних днях Сергея Александровича. Некоторые документы пока засекречены и хранятся в архивах, но существует немало научных изысканий и исследований на эту тему. Там же планируется экспонировать посмертную маску — это закономерно для мемориальных пространств в русской музейной традиции.

2024-й объявлен в России Годом семьи, и в здании «Есенин-центра» в переулке Чернышевского планируется организовать выставку, посвященную семье Сергея Александровича, представить трогательные письма, которые поэт писал матери и сестрам. В юбилейном 2025 году выставку надеются расширить и сделать частью постоянной экспозиции. О личной жизни поэта речь в ней тоже пойдет — это впишется в общую биографическую линию рассказа о Сергее Александровиче. 

Дом в переулке Чернышевского тоже мемориальный — здесь Есенин участвовал в литературных диспутах вместе с друзьями-суриковцами. Через это объединение он познакомился с художниками Михаилом Нестеровым и Виктором Васнецовым, которые работали в тот момент над ансамблем Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. Есенин бывал там, бывал у Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александровича Романова, основавшей обитель. Это очень богатый пласт московской жизни поэта, который тоже планируется раскрыть именно в этом доме.

«Если погулять по окрестностям переулка Чернышевского, то нельзя не заметить, что поблизости находится немало прекрасных особняков. С улицы Достоевского виден ансамбль усадьбы, во флигеле которой находится музей. Мы хотим представить краеведческую информацию об этом месте, об архитектуре модерна — организовать на постоянной основе небольшую экспозицию, посвященную дому», — поясняет Олег Робинов.

В этом году планируется реализовать и межмузейный краеведческий проект совместно с Музеем истории ГУЛАГа, который располагается примерно в 10 минутах ходьбы от «Есенин-центра».

«Начинаться экскурсия будет в переулке Чернышевского с рассказа о Сергее Есенине и его отношении к процессам и событиям, происходившим в обществе в начале ХХ века. Как и многие современники, поэт был воодушевлен и приветствовал рождение нового государства, хотя его восприятие было особым. Однако у многих из тех, кого называли новокрестьянскими поэтами, у тех, кто дружил с Есениным, судьба сложилась трагически — многие пострадали в 1930-е. Как раз об этом, в том числе о поэте Николае Клюеве, которого Сергей Александрович называл учителем и наставником, пойдет речь на экскурсии в Музее истории ГУЛАГа. А небольшой пешеходный маршрут станет логическим объединением двух экскурсий. Это очень важный проект для двух наших музеев», — рассказывает Олег Робинов.

В 2017 году территорию возле «Есенин-центра» благоустроили — художник представил свою концепцию, вписал идею в масштабный проект общегородского благоустройства. На территории музея установили архитектурные конструкции, связанные с поэзией, — получилась интересная, необычная инсталляция.

«Мне кажется, задачей художника было соединить поэзию классическую и поэзию современную, актуальную. В проекте можно заметить диалог представителей разных эпох. Сергей Александрович представляет ту линию русской поэзии, которую начал Михаил Ломоносов и продолжил Александр Пушкин, для нас он стал ключом к ее пониманию. И я вижу сейчас такую тенденцию в мире: раньше открывавшимся русским культурным центрам присваивали имя Пушкина, а сейчас институции получают имя Есенина. Например, его имя носит центр русского языка и культуры университета Аль-Истикляль в Иерихоне. Сейчас Сергей Александрович — один из самых переводимых там русских поэтов», — говорит Олег Робинов.

Фото О. Сосницкого. Портал Мэра и Правительства Москвы.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11067 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/135534073/
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...