02.03.2023 17:14
Персоны.
Просмотров всего: 19379; сегодня: 1.

Для Владимира Суровцева судьба и Родина едины

Для Владимира Суровцева судьба и Родина едины

Творческая жизнь российского скульптора, народного художника РФ, лауреата премии правительства РФ Владимира Суровцева наполнена идеями и проектами. И все они так или иначе связаны с историей нашего Отечества. Почему выбрана именно эта стезя?

У истоков.

Владимир Суровцев — коренной москвич. Родом из казаков (дед его был с Хопра). Художник, смолоду уяснивший, в чем суть его творчества. Может быть, потому начал выставляться, еще будучи студентом художественного факультета Московского технологического института, причем уже тогда его работы были пропитаны духом любви к своему Отечеству, рассказывали о неувядаемой славе и доблести героев былого и современности…

«Всего у меня реализовано более 120 проектов, в том числе 6 полномасштабных конных статуй. В Москве 19 моих композиций — это памятники, бюсты, мемориальные доски», — говорит Владимир Суровцев.

В его небольшой мастерской на Пятницкой улице в Замоскворечье почетное место занимают портреты отца. На одном из них он в военной форме.

«Я часто достаю из шкафа ордена, медали, почетные грамоты отца, прошедшего от Сталинграда через Курск, Брест, бои за Гдыню и Гданьск до Шверина на севере Германии. Отец вызвал огонь на себя при форсировании реки Западный Буг под Брестом, за что получил орден Славы…»

Послевоенное поколение очень хорошо понимало, что такое война. Поэтому без раздумий юноша пошел в клуб ДОСААФ Первомайского района, где получил специальность электромеханика.

«У нас были замечательные учителя. Почти все — бывшие офицеры, ветераны Великой Отечественной войны, строгие, но грамотные, которые помогли нам, мальчишкам, встать на путь истинный».

А дальше — раздумий не было: добровольцем ушел в армию.

«Армия закалила характер, научила работать в команде и уметь командовать людьми. Это огромная школа жизни, которой не должен пренебрегать ни один мужчина».­

Владимир Суровцев считает, что именно ДОСААФ и армия стали тем трамплином, с которого началась его творческая жизнь. Ведь скульптор должен обладать недюжинным здоровьем: в цехе при работе над скульптурой находишься в экстремальных условиях, иногда — в невыносимой жаре. Выдержать такое далеко не каждому под силу, а ведь художник разменял восьмой десяток… А еще с ДОСААФ и армии начался неподдельный интерес к истории нашего Отечества, вскоре переросший в чувство гордости за страну, в которой есть настоящие герои. Эти мысли помогали художнику в создании образов.

В мастерской художника.

Глина, гипс или пластилин — все выразительно, всюду своя пластика, и надо лишь понять, как может заговорить тот образ, которому суждено родиться на свет в руках творца. В его мастерской многие композиции посвящены лошадям, есть и любимая — «Водопой», в ней создан прекрасный мирный образ бойца, завершившего бой, и его верного коня, наклонившего голову, чтобы попить воды… И если многие творческие студии — это всегда тишина и умиротворение, то у Владимира Суровцева это не так. Постоянно звонят люди. Он с удовольствием принимает гостей — часто это подростки, школьники, которые приходят, чтобы «напитаться» духом этого удивительного места и рассказами его хозяина.

Художник с горечью говорит о том, что многие дети сегодня плохо знакомы с азами нашей истории, и очень правильно, что теперь история Отечества введена как школьный предмет с первого класса.

Но учить ее не по учебникам тоже можно! Работы Владимира Суровцева тому подтверждение. Ведь любой памятник, монумент, созданный с душой, воспринимается не просто как художественный объект. Это толчок для развития, для дальнейшего изучения той истории, о которой поведал художник.

Суровцев продолжает: «Мне всегда приятно бывать в Калининградской области, и особенно в Черняховске, почетным гражданином которого являюсь. На его центральной площади установлен конный памятник фельд­маршалу Барклаю-де-Толли — полному георгиевскому кавалеру. Барклай — спаситель Отечества наряду с Михаилом Кутузовым».

Некоторые памятники рождались не благодаря, а вопреки тем или иным обстоятельствам. Так было с памятником маршалу Константину Рокоссовскому.

«У меня к нему особое отношение. За бои под Гдыней и Гданьском он лично вручил моему отцу, гвардии сержанту, орден Красной Звезды. И отец помнил об этой награде всю жизнь. Батя был храбрый и счастливый солдат. За всю войну — ни одной раны, а лишь небольшая контузия. Поэтому мы с сыном (у Суровцева двое детей — сын и дочь, оба скульпторы. — Н. Д.) с особым пиететом работали над конной скульптурой в честь маршала Победы, командующего Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 года. Нами отлитый монумент (на наши гонорары от предыдущих работ) был переправлен в Волгоград, где и состоялось его открытие к 9 мая 2015 года».

О Параде Победы.

Творцу важно воплотить в жизнь произведение. И сегодня у художника есть мечта: установить горельеф Парада Победы на Красной площади.

«Горельеф посвящен Параду Победы, и мы надеемся установить его на Красной площади. Ведь по значимости Парад Победы был как бы квинтэссенцией победы всего народа в Великой Отечественной войне. Композицию я делаю по просьбе ветеранов Вооруженных сил. Нашли спонсоров. Уже отлито три рельефа. Почему три?

Дело в том, что в 1941 году прошло три парада: один, знаменитый, на Красной площади и два еще — в Воронеже и Самаре. В Самаре, кстати, был крупнейший авиационный парад, туда переехал дипкорпус и правительство. Это будет работать на историю, на Россию».

В роли Александра Суворова

В жизни ничего не бывает случайным. Вот так судьба человека и патриота Владимира Суровцева свела с кинорежиссером и его другом Михаилом Матросовым.

«Михаил снял обо мне фильм «Патриот» (тема — история России на фоне творчества художника), и я познакомился с замечательным режиссером Светланой Сергеевной Дружининой. Она, присмотревшись ко мне, предложила роль… Александра Суворова».

Согласитесь, не у каждого человека в канун юбилея будет такое предложение.

«Светлана Сергеевна спросила только: «Верхом ездишь?» Я, говорю, 35 лет в седле». И началось еще одно захватывающее приключение — участие в съемках продолжения культового, четвертого, фильма — «Гардемарины-1787. Мир».­

«Надо сказать, что Суворова везде изображают с носом кверху, похожим на Буратино немножко. А Светлана Сергеевна говорит:

«Это ошибка. У Суворова мама была армянка, и твой нос очень даже соответствует». Я потом специально посмотрел посмертную маску Суворова… Действительно, оказалось, что очень много общего. А по поводу актерского мастерства Дружинина сказала так: «Все, что мне надо, я из тебя выжму». В общем, я согласился. И она выжала. Ох и нелегкий хлеб у актеров. Одна только сцена, где Суворов лежит на операционном столе, чего стоила! Но помогла ведь армейская и досаафовская закалка!

Лежу абсолютно нагой, а меня еще водой холодной поливают. В какой-то момент понимаю, что все, больше не могу, тело начала дрожь бить — где-то на седьмом дубле. Вот тогда Светлана и начала меня снимать…

Мне очень повезло, что рядом со мной были замечательные актеры Дмитрий Харатьян, Александр Домогаров, Олег Масленников, Фёдор Добронравов, Елена Соколова, Михаил Мамонов и многие другие. Счастлив, что познакомился со Светланой Сергеевной Дружининой и ее замечательным супругом, талантливым оператором Анатолием Михайловичем Мукасеем».

Вот так патриотическая тема неожиданно перенеслась из творческой мастерской на площадку киноиндустрии. А вообще военной теме посвящено примерно три четверти работ художника, и все они пропитаны любовью к своему Отечеству. Владимир Суровцев считает: чтобы общаться с молодежью, нужно каждый раз искать новую длину волны, пытаться войти с ними в резонанс. Примеры из истории, памятники и мемориалы в этом смысле очень важны.

«У нас невероятно талантливая страна, у нас много мастеров — режиссеры, писатели, художники, театральные деятели. Нельзя забывать о том, что нужно донести до молодого поколения правду о войне. Наверное, не стоит долбить об этом целыми днями. Но и так, как сейчас, тоже нельзя: включаешь телевизор — а там одни сериалы о бандитах и ворах… Можно найти множество интересных тем, а не только копаться в криминальных разборках».

Конечно, ни один памятник, ни один фильм не перестроит психологию нации. Это может произойти только в совокупности факторов, только в поддержке и настройке хорошего художественного, эстетического фона. Здесь важно все, в том числе и экология, и окружающее пространство, и главная составляющая в воспитании — семья, считает художник.

«Вы посмотрите, как фантастически преобразилась Москва. Сколько бульваров, скверов, набережных, спортивных площадок. Все это, конечно, формирует новую нацию. Но и культура и искусство должны внести свой вклад».

Молодежи интересны успешные личности. Возможно, именно поэтому они иногда звонят, пишут письма… Даже какие-то эсэмэски шлют Владимиру Суровцеву.

Текст: Нина Донских. Вести ДОСААФ.

Памятники работы Владимира Александровича Суровцева установлены в шестнадцати странах мира. Главная тема в творчестве скульптора — тема войны, увековечение памяти героев Отечества.


Участники событий и другие указанные лица:


Для Владимира Суровцева судьба и Родина едины

Для Владимира Суровцева судьба и Родина едины

Для Владимира Суровцева судьба и Родина едины

Для Владимира Суровцева судьба и Родина едины


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: vestidosaaf.ru/2022/06/11/28577/?ysclid=ler5zl4yn6322090810
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...