21.10.2019 20:01
Аналитика.
Просмотров всего: 70782; сегодня: 12.

Почему африканские студенты поступают вузы России

Почему африканские студенты поступают вузы России

По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ, это объясняется тем, что российские программы в вузах дешевле, чем на Западе, при этом они гарантированно дают возможность трудоустройства у себя на родине, сообщает ТАСС.

Россия и страны Африки имеют богатую историю взаимоотношений, одним из ключевых аспектов которой служит сотрудничество в сфере образования. Перед масштабным саммитом Россия - Африка, стартующим на днях в Сочи, портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, выяснил, почему африканские студенты поступают в российские вузы, и чем это полезно не только для Африки, но и для России.

Зарождение отношений.

Африканские студенты начали приезжать на учебу в СССР в конце 1950-х годов: в 1958/59 учебном году их насчитывалось 103, а уже через год - почти в пять раз больше - около 500 человек. Тогда же, в 1960 году, в Москве создают Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне РУДН). Это, как отмечают в Минобрнауки России, стало знаковым событием в развитии советско-африканского сотрудничества в образовании.

"С каждым годом африканских студентов в советских вузах становилось все больше и больше, причем они учились не только в РСФСР, но и в других республиках - Украинской ССР, Белорусской ССР. Если говорить о РУДН, в Африке нет той страны, гражданин которой не получил бы здесь образование", - рассказывает проректор РУДН по международной деятельности Лариса Ефремова.

Учиться приезжали как из стран, расположенных в северной части континента, - Алжира, Египта, Ливии, Мавритании, Марокко, Туниса, Судана, - так и из стран к югу от Сахары. Согласно архивным данным Министерства высшего и среднего специального образования СССР, всего в период с начала 1960-х по начало 1990-х годов в вузах, НИИ, ПТУ и техникумах были подготовлены более 60 тысяч дипломированных специалистов. Кадры были необходимы для развития жизненно важных отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспортной и социальной сфер. Неудивительно, что наибольшей популярностью пользовались инженерно-технические и естественно-научные специальности.

Для Советского Союза такой вклад в образование африканских студентов был не только жестом дружбы по отношению к странам континента, но и политикой по укреплению рынков сбыта собственной продукции, полагает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. "В СССР программы высшего образования, по которым учились африканские студенты, в основном были связаны с обслуживанием советского оборудования и подготовкой специалистов, способных его эксплуатировать. Так или иначе это было связано с поставками нашего оборудования в эти страны и его последующей эксплуатацией", - объясняет она, добавляя, что, помимо этих направлений, в советских вузах велась и политическая подготовка студентов из Африки, которых готовили по экономическим, управленческим и юридическим специальностям.

Ослабление контактов.

Распад Советского Союза ослабил некогда сильные образовательные контакты России с Африкой. Одним из факторов, по мнению проректора Института русского языка имени А. С. Пушкина Шивлеты Тагировой, было то, что за это время на континенте значительно сократились масштабы изучения русского языка в школах, колледжах и университетах.

Впрочем, эксперты отмечают, что проблема заключалась в сокращении наплыва иностранных студентов в целом, а не только из конкретного региона. "После распада Советского Союза у нас была проблема с приездом иностранных студентов. Но РФ постепенно исправила эту ситуацию, в том числе и для абитуриентов из африканского региона", - рассказывает проректор РУДН.

По ее словам, в последние четыре-пять лет университет активно решает задачу по возвращению на африканский континент, продвигая свои образовательные программы с помощью членов Ассоциации выпускников российских и советских вузов, которые находятся в Африке, а также непосредственно через работодателей и бизнесменов. "Сегодня у нас с африканского континента в целом более тысячи студентов обучаются по всем уровням - и студенты, и ординаторы, и аспиранты. К примеру, в советский период ежегодно обучались где-то до 1000 студентов из Африки", - говорит Ефремова.

Восстановление интереса.

Рост числа африканских студентов отмечают и в Россотрудничестве. "Объемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран в период СССР, конечно, были серьезными. Однако, учитывая то, что обучение специалистов происходило на всей территории Советского Союза, количественные показатели подготовки иностранных граждан в учебных учреждениях Российской Федерации являются соизмеримыми", - считают в федеральном агентстве, представительства которого сегодня действуют в восьми странах Африки. На их базе в том числе организуются различные мероприятия по продвижению российского образования, культуры, укреплению позиций русского языка в регионе.

По данным Россотрудничества, в 2018 году в России обучались порядка 17 тыс. студентов более чем из 50 стран Африки, из них 4 тыс. - за счет средств федерального бюджета. Такие же цифры привели и в Минобрнауки России, уточнив, что остальные 13 тыс. студентов учились либо за свой счет, либо за счет компаний. Причем в ведомстве отмечают, что в последние годы в связи с развитием прямых межвузовских связей наблюдается тенденция роста числа студентов, обучающихся на коммерческой основе: например, в прошлом году на платные отделения поступили более 4 тыс. человек - в два раза больше, чем на бюджет.

По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ, это объясняется тем, что российские программы в вузах дешевле, чем на Западе, при этом, учитывая хорошее качество образования, они гарантированно дают возможность трудоустройства у себя на родине. "Наши программы подготовки короче и существенно дешевле, а образование качественное. Поэтому им нашей подготовки достаточно для того, чтобы по возвращении на родину войти в престижные сферы", - уверена Абанкина.

Самые популярные.

К таким престижным сферам, помимо традиционного инженерно-технического направления, эксперты относят в первую очередь здравоохранение.

В Минобрнауки подтверждают: основные специальности, по которым проходят обучение африканцы в российских университетах, - "лечебное дело", "стоматология", "фармация". Не менее охотно как в столичных, так и в региональных российских вузах африканцы изучают экономику, нефтегазовое дело, строительство, электроэнергетику, электротехнику, инфокоммуникационные технологии и системы связи.

"Мы также продвигаем программы, имеющие отношение к экологической безопасности. Ищем не только студентов, но и индустриальных партнеров, которым в перспективе нужны будут эти студенты. Предположим, в Намибии запланировано строительство перерабатывающего комбината, значит, нужны специалисты в этой области, и мы ведем переговорный процесс с национальными органами власти, отвечающими за подготовку кадров, и с бизнес-сообществом", - объясняет проректор РУДН.

Российский интерес.

Подобные программы, как и в целом обозначенная в нацпроекте "Образование" политика государства по увеличению в стране числа иностранных студентов, в частности из Африки, по мнению экспертов, выгодны в первую очередь для самой России. "Для нас это означает партнерство и улучшение имиджа нашего образования, его качества", - рассуждает Абанкина.

С ней соглашается и Шивлета Тагирова, которая является одним из разработчиков приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". "Африканские выпускники отечественных вузов - это потенциальные экономические, бизнес-партнеры российских компаний и организаций, которые в международном сотрудничестве приоритет будут отдавать российским партнерам, российскому рынку, что автоматически влечет за собой развитие различных отраслей экономики, сырьевого и несырьевого экспорта", - уверена она.

Вклад бизнеса.

Российское бизнес-сообщество, заинтересованное в расширении своего присутствия на африканском рынке, роль образования не только понимает, но и всячески способствует ее усилению. Так, государственная корпорация "Росатом" с 2010 года помогает иностранным студентам получать профильное образование в партнерских вузах компании. "Сегодня в России проходят обучение по атомным специальностям порядка 300 студентов более чем из 15 африканских стран (Алжира, Ганы, Египта, Замбии, Кении, Нигерии, Танзании, Уганды, Эфиопии и Южной Африки)", - рассказали в пресс-службе корпорации.

В свою очередь, компания "Русал" в 2011 году запустила стипендиальную программу для талантливой молодежи Гвинеи, с которой сотрудничает в разработке месторождений цветных металлов. Благодаря программе 100 африканских студентов смогли получить бесплатное образование в лучших московских и сибирских вузах, а также пройти производственную практику на предприятиях компании или в головном офисе.

"По окончании обучения несколько студентов остались работать на предприятиях "Русала" в России. В Гвинее же работают более 80 выпускников этой стипендиальной программы, из них более 30 - в народном хозяйстве страны", - отметили в пресс-службе компании.

В 2018 году "Русал" повторил эксперимент и выдал 101 стипендию на сумму более 0,5 млрд рублей на подготовку будущих специалистов в горнодобывающей отрасли, строительстве железных дорог, экономике и медицине.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...