22.05.2018 14:28
Мероприятия.
Просмотров всего: 19907; сегодня: 2.

В КФУ прошло заседание ФУМО по направлению "Образование и педагогические науки"

О подготовке педагога в современном университете, вариативности образовательных программ и исследовательских практик шла сегодня речь в Казанском университете на очередном заседании федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».

Участие в семинаре-совещании приняли ректоры, проректоры педагогических вузов, руководители основных профессиональных образовательных программ по УГСН «Образование и педагогические науки», члены Президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», ответственные руководители и специалисты Министерства образования и науки РФ.

Заседание прошло под руководством ректора КФУ, члена-корреспондента РАО, профессора Ильшата Рафкатовича Гафурова.

В своем приветственном слове И.Гафуров напомнил собравшимся, что главная особенность нашего университета заключается в том, что он не принадлежит к группе традиционных педагогических вузов, а является многопрофильным, классическим в своей основе университетом.

– Тенденция активного включения таких университетов в подготовку учителей становится все очевиднее в последние годы, и её уже невозможно игнорировать, – резюмировал ректор КФУ.

На примере Казанского университета Ильшат Рафкатович рассмотрел педагогическое образование в федеральном университете.

– Объединение нескольких вузов способствовало созданию в КФУ мощного научного и образовательного потенциала в области педагогики и психологии. В настоящее время мы обучаем 9056 будущих учителей по дневной и заочной формам обучения. В этом процессе задействовано более 700 преподавателей. Приведенный контингент студентов по УГНС «Образование и педагогические науки» составляет 5575 студентов. По этому показателю мы сейчас третьи в стране. Университет принадлежит к числу редких высших учебных заведений, которые реализуют образовательные программы всех уровней и ведут подготовку учителей практически по всем предметным областям современной российской школы.

Вице-президент РАО, председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», первый проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО, профессор Владимир Валентинович Лаптев в своем выступлении сделал вывод, из чего следует исходить правительству России при разработке национального проекта в сфере образования.

– Среди основных целевых показателей – вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, – отметил спикер. – Стоит обратить внимание и на решение задач в области модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Профессором была предложена модель подготовки педагогов путем реализации различных педагогических проектов.

В вузах сегодня большое внимание уделяется формированию современных моделей педагогического образования. Безусловно, основой являются качественные образовательные программы, которые базируются на результатах научных исследований и профессиональной рефлексии педагогов высшей школы, анализе практики школьных учителей.

Директор Института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО, профессор Светлана Писарева отметила особенности и риски подготовки педагогических кадров в непрофильных вузах. Среди которых – отсутствие преемственности образовательных программ на разных уровнях образования, недостаточность кадрового обеспечения, отсутствие исследований по профилю реализуемых педагогических программ, в которых должны принимать участие преподаватели.

Также в своем выступлении Светлана Анатольевна постаралась ответить на вопрос, что может сделать экспертное сообщество, а именно ФУМО, для решения актуальных задач проектирования современных образовательных программ.

В качестве предложенных ею вариантов: организация общественно-профессиональных дискуссий с целью выработки консолидированного мнения профессионального сообщества, оказание профессиональной помощи коллегам в освоении педагогического знания, необходимого для проектирования образовательных программ, а также экспертиза учебно-методического обеспечения образовательных программ.

О вариативности образовательных программ и единстве требований в подготовке современного педагога говорил на заседании и ректор Томского государственного педагогического университета Валерий Владимирович Обухов. Им было предложена примерная структура приложения по профилям подготовки.

У каждого университета есть интересные практики и наработки в реализации программ подготовки педагогов. Ценность таких встреч состоит в возможности обменяться опытом и взять для себя лучшие, то делают коллеги. Своим опытом поделились крымские коллеги. Наталья Валерьевна Карамзина, начальник управления организационно-административной политики Крымского федерального университета им. Вернадского вынесла на обсуждении тему об обеспечении единых подходов к психолого-педагогической подготовке учителей.

Среди концептуальных идей, предложенных ученым Крымского университета, значатся необходимость формирования педагогического вида профессиональной деятельности в контексте деятельностного практикоориентированного подхода к подготовке учителя, готового реализовывать ФГОС основного общего и среднего общего образования, соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога.

О проекте модуля, обеспечивающего подготовку к педагогическому виду деятельности в период освоения основных образовательных программ классического университетского образования, рассказала проректор по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор Людмила Александровна Трубина.

А вот в докладе профессора Елены Александровны Левановой, завкафедрой социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета шла речь о внесении изменений в образовательный модуль «Основы вожатской деятельности». Она напомнила, что в 2017 году Минобрнауки России рекомендовал программу подготовки вожатых «Основы вожатской деятельности».

— В 2018 году Минобрнауки России расширил задачи по подготовке вожатых и приступил к реализации проекта по созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: вожатый в школе; вожатый в общественных объединениях; вожатый в лагере, — отметила ученый.

В настоящий момент, по словам профессора, разработаны программы еще 2 педагогических практик по отработке навыков организации воспитательной, внеурочной работы с детьми, навыков вожатской деятельности.

Директор Межвузовского центра по разработке новых подходов к формированию культуры межнационального общения в условиях полиэтнического региона Загидат Зайнулабидовна Гасанова сделала сообщения на тему «О дисциплине «Педагогика межнационального общения».

— Без обучения будущих педагогов в области межнационального общения едва ли можно сформировать систему, когда в этой области не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство должно нести высочайшую ответственность перед своими гражданами за сохранение единства и взаимопонимания в рамках права, за чувство защищенности, а, следовательно, за психическую уравновешенность своих граждан, – отметила Загидат Зайнулабидовна. – Внедрение (а точнее – восстановление) дисциплины «Педагогика межнационального общения» в качестве обязательной в Федеральные государственные стандарты по направлению 44.00.00 Образование и педагогические науки будет способствовать реализации основных государственных запросов в сфере образования, национальной и молодежной политики.

Таким образом, на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» были рассмотрены вопросы о формировании индикаторов компетенций и структуризации профессиональных компетенций в основных образовательных программах, о создании модели подготовки педагога в современных университетах России, о педагогическом образовании в федеральных университетах и образовательных программах.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 856 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
22.05.2025 16:39 Новости
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) принял активное участие в XVI Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum». Делегацию возглавил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин. Министр выступил на нескольких ключевых мероприятиях. В частности, на сессии «Россия – страны MENA: от торговли к кооперационным проектам» он рассказал о торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве Москвы со странами региона MENA. В 2024 году товарооборот Москвы с государствами Ближнего Востока и Северной Африки составил около 14,4 млрд долларов. Этот показатель не только растёт, но и становится более диверсифицированным. Помимо традиционных поставок сырьевых товаров, увеличивается экспорт высокотехнологичной продукции — машин и оборудования, электротехнических...
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
22.05.2025 16:13 Аналитика
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
В Средние века дипломатических контактов между Францией и Русью практически не существовало. Исключением стал династический брак между королем Генрихом І и княжной Анной Ярославной, дочерью великого князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого. Ярослав Мудрый запомнился не только масштабными преобразованиями и внешнеполитическими успехами, но и обширными династическими связями: его женой была дочь шведского короля Олафа, он выдал замуж свою сестру за польского короля, а двух старших дочерей – за венгерского и норвежского королей. В России длительное время было неизвестно об этой интересной матримониальной связи, так как в фокус внимания летописцев не попадали подобные события. До сих пор мы не знаем о происхождении и судьбе многих жен и дочерей древнерусских князей. Даты рождения Анны Ярославны и ее кончины точно не установлены. В историографии сложилось мнение, что она родилась не...
Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому
22.05.2025 10:12 Аналитика
Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому
В 2022 году во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря на реставрацию поступило уникальное знамя из Музея истории донского казачества. Это знамя в 1775 году было пожаловано Екатериной II Войску Донскому за отвагу и доблесть, проявленные в войне с турками. Художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко рассказала об истории знамени и его особенностях, а также о процессе реставрации. Уникальный внешний вид Это знамя – единственное в своем роде и не имеет аналогов. Екатерина II решила поощрить и отметить казаков за верную службу и доблесть в предшествовавших войнах – пожаловала им знамя, совершенно отличное от всех существовавших прежде, которые были довольно большие по размеру с изображениями, написанными красками. Новое знамя из белого штофа было значительно меньше в размерах и почти квадратное: стороны – около 115 см с...
Белые пятна истории
21.05.2025 13:12 Аналитика
Белые пятна истории
Даже спустя 80 лет после Великой Победы история обороны Москвы таит немало белых пятен. Их последовательно закрывает депутат Законодательного Собрания, директор по научной работе ОНПП «Технология», исторический консультант студии «ВоенФильм» Олег Комиссар. Он по крупицам выстроил хронологию подвига дивизий народного ополчения Москвы на Калужской земле. Накануне Великой даты в Обнинске на Аллее Победы открыли выставку, где представлены архивные карты. По ним горожане узнают историю подвига простых людей из московского ополчения на обнинской земле. А ведь до недавнего времени среди тех, кто интересовался историей родного края, бытовало мнение, что немцы зашли на территорию будущего Обнинска практически без боев. Это заблуждение. У нас в октябре 41-го года народные ополченцы Москвы три дня, с 16 по 19 октября, отражали...
К годовщине завершения Кавказской войны
21.05.2025 11:12 Аналитика
К годовщине завершения Кавказской войны
Официально эта война длилась с 1817 по 1864 годы, и считается самой длинной войной России. Хотя столкновения и войны на Кавказе, по всей границе страны, были на протяжении всего столетия, так же как в 18-м и в 20-м веках. И глобальные противники были все те же, только в разных ипостасях. Сначала Англия и Турция, потом еще Франция и США, позже Германия и масса сателлитов. У Кавказской войны была длительная предыстория – войны, конфликты, дипломатическая борьба. Это был военно-стратегический регион со времен Руси Московской 16 века, а потом Российской империи с 1721 года. Не считая небольшие перерывы, войну с Россией вели османы и персы, их руками англичане. Инструментом в их войнах стали и горские народы Кавказа. Это было время военных походов, мятежей и восстаний. Война с горцами шла около полувека, включая перерывы. Именно эта война начиналась при Александре I, продолжалась при...