Российское правительство приняло в октябре прошлого года постановление, согласно которому отечественные правовые акты, определяющие санитарно-эпидемиологические, ветеринарные и фитосанитарные требования, должны быть гармонизированы с международными стандартами.
С одной стороны, правительственную инициативу можно расценивать, как нечто, безусловно, положительное и прогрессивное. Международные конфликты, которые возникали по причине запретов на импорт тех или иных продуктов, могут быть сведены к минимуму. С другой стороны – это всего лишь первый шаг на пути преодоления искусственных, потерявших всякую актуальность, барьеров.
В постановлении прописано, что «правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, подлежат экспертизе на предмет их соответствия стандартам, рекомендациям и другим документам международных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения, комиссию «Кодекс Алиментариус», Международное эпизоотическое бюро и соответствующие международные и региональные организации, действующие в рамках Международной конвенции по карантину и защите растений».
В этой связи, перед Минздравсоцразвития и Минсельхозом была поставлена задача – в течение трех месяцев разработать и утвердить порядок проведения таких экспертиз. Три месяца прошло и теперь процесс «гармонизации» с международными нормами должен быть запущен.
Как сказано в постановлении, если в результате экспертизы окажется, что наши нормы «носят ограничительный характер по сравнению с международными стандартами, при отсутствии научного обоснования такого ограничения или степени риска для жизни или здоровья человека, животных и растений», они «подлежат приведению в соответствие с международными стандартами».
Международные стандарты и нормы, в большинстве своем, носят рекомендательный характер. Каждая страна, в зависимости от своей специфики, решает: следовать им или не следовать. Поэтому, именно «отсутствие научного обоснования» может создать условия для двоякой трактовки результатов экспертизы и последующего лоббирования высокопоставленными чиновниками интересов некоторых отечественных производителей.
Именно «научные обоснования» способны обеспечить не только повсеместное использование общепринятых норм и стандартов, но и узаконить внедрение наиболее передовой техники на всех этапах производства. Примеров подтверждающих это более чем достаточно.
Так, любой перекачивающий «пищевой» агрегат, должен соответствовать нормативам прописанным в ГОСТ 3347–91, где перечислены технические требования, предъявляемые к центробежным насосам для жидких молочных продуктов. В нем определяется, что конструкция такого устройства должна обеспечивать отсутствие застойных зон, непромываемых щелей, безразборную санитарную обработку всех поверхностей, соприкасающихся с перекачиваемым продуктом в режиме CIP-мойки. Помимо этого, необходимо, чтобы конструкция насоса давала возможность производить удобную разборку и съем деталей, соприкасающихся с перекачиваемым продуктом.
Имеется также ГОСТ 2789. Он определяет параметр шероховатости поверхностей, соприкасающихся с перекачиваемым продуктом.
Эксперты неоднократно отмечали, что российские ГОСТы содержит весьма фрагментарные требования к специализированному насосному оборудованию и, поэтому, ориентироваться на зарубежные стандарты качества, имеющие комплексный характер, в современных условиях более целесообразно.
Среди авторитетных стандартов, принятых во всем мире, следует, пожалуй в первую очередь, назвать EHEDG (European Hygienic Engineering &Design Group — «Еврокомиссия по проектированию санитарно-технического оборудования»). Наличие сертификата EHEDG гарантирует стопроцентную индифферентность насоса к перекачиваемому продукту. Аналогом EHEDG в США считается стандарт 3А.
К числу основных иностранных систем сертификации относится НАССР (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points — «Анализ опасных факторов и критических точек контроля»). НАССР, как и EHEDG, предусматривает широкий комплекс требований к современным CIP-системам (Сleaning In Place), обеспечивающим безразборный циркуляционный способ мойки оборудования и трубопроводов. Помимо этого, согласно данному стандарту современные насосы должны иметь специальную обработку поверхностей. Речь идет, как правило, о нержавеющей стали, прошедшей имеющей абсолютно гладкую, зеркальную поверхность.
Наличие сертификата FDA «Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США» подтверждает, что в конструкции насоса применяют только безопасные для перекачиваемых продуктов материалы. Стандарт QHD (Qualified Hygienic Design) - это нормы по проектированию оборудования с учетом соблюдения правил стерильности и дезинфекции.
Соответствие требованиям вышеназванных стандартов гарантирует максимальную защиту от нарушений санитарно-гигиенических норм в производстве молочных продуктов. Сертификация насосного оборудования сразу по нескольким категориям является своеобразным пропуском на международный уровень, знаком качества.
Примером могут служить насосы серии Euro-HYGIA фирмы GRUNDFOS, для производства которых используют нержавеющие стали Cr-Ni-Mo марки 316L, с низким содержанием углерода. Качество обработки поверхности используемых материалов, конструкция без мертвых зон являются наиболее важными факторами, препятствующим формированию потенциальных очагов бактерий и микробов. Холоднокатаная сталь прошедшая несколько этапов обработки, имеющая абсолютно гладкую, зеркальную поверхность, позволяет полностью избежать накопления перекачиваемого продукта в микротрещинах, а спроектированная специальным образом проточная часть, не дает застаиваться продукту.
Отсутствие отечественных научных исследований зависимости между соблюдением санитарно-гигиенических норм в производстве молочных продуктов и конструкционными решениями, а также качественными характеристиками поверхности перекачивающей техники, не дает возможности контролирующим органом обоснованно требовать от производителей молочных продуктов использования аналогичной техники. Запланированные Минздравсоцразвития и Минсельхозом экспертизы «правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры» этой проблемы полностью не решат.