Начало года было многообещающим. Один из мировых лидеров по производству алюминия и глинозема, компания РУСАЛ, провела первичное публичное размещение акций в Гонконге и на европейской бирже Euronext. Общая привлеченная сумма - 2,24 млрд долл. Следом можно было наблюдать ряд размещений компаний из различных секторов экономики. Причем, как на отечественных, так и зарубежных площадках. Вскоре динамика замедлилась. Запланированную сумму привлекать не удавалось. А неблагоприятная рыночная конъюнктура стала причиной полного отказа от IPO.
Ухудшение ситуации в Еврозоне вследствие бедственного положения Греции и ряда других стран отпугнуло инвесторов от покупки акций. Кроме того, повод для беспокойства дает обстановка в США и Китае. В первом случае неблагоприятным маркером является слабый североамериканский рынок труда. Во втором виноват стремительный рост экономики поднебесной, который власти всячески стараются сдерживать. В текущих условиях проведение IPO вряд ли целесообразно, особенно если компания планирует привлечь первоначально предполагаемую сумму.
Среди тех компаний, которым все-таки удалось провести IPO, можно выделить Русское море, Протек, Кузбасскую топливную компанию (КТК). Но и им не удалось привлечь первоначально запланированные средства. Более того, Уралхиму и Русагро и вовсе пришлось отложить размещение акций. Кстати, последний, вероятно, смог бы разместиться. Сбербанк собирался приобрести акции Русагро на сумму 200 млн долл. Но компания приняла решение не рисковать. В итоге предполагаемый многими специалистами бум на рынке IPO не состоялся.
Если размышлять о перспективах первичного размещения, то необходимо рассматривать несколько факторов. Во-первых, общерыночная конъюнктура напрямую взаимосвязана с активностью в данной области. Во-вторых, многое зависит от целей IPO. Если, например, требуется погасить часть долга и компания уже начала подготовку к первичному размещению, цена акций может быть установлена по нижней границе запланированного диапазона. В-третьих, возможность проведения IPO обусловлена перспективами развития самой компании, а также состоянием отрасли.
Подводя итоги, отметим, что ситуация в мировой экономике остается достаточно неоднозначной. Ожидать повышенной активности на рынке IPO преждевременно. Большинство компаний используют сумму, привлеченную в ходе первичного размещения, для покупки каких-либо активов, модернизации существующего оборудования, т.е. на развитие, нежели на сокращение долговой нагрузки. Следовательно, острой необходимости размещаться именно сейчас у многих компаний просто не существует. Таким образом, новый всплеск на рынке первичного публичного размещения акций в краткосрочной перспективе маловероятен. Скорее всего, участники предпочтут несколько подождать, пока не улучшится конъюнктура рынка, и уже тогда привлекать максимально возможную сумму.
Илья Митрофанов
Начальник аналитического отдела
ОАО "Московский Фондовый Центр"
www.mfc.ru