Российскому ЖКХ есть на чем экономить
«Зачем нам брать пример с Европы, если мы так богаты ресурсами?». Подобное можно услышать часто, да только рядовому собственнику жилья это богатство не достается: цены на тепло растут даже при дешевеющих нефти и газе. Поэтому люди все меньше верят словам и больше — реальным технологиям энергосбережения. Тем самым, которые пришли к нам из Европы. Многие из них уже успели стать стандартом и применяются даже в бюджетном строительстве. Однако потенциал экономии далеко не исчерпан и его освоение во многом зависит от самих потребителей.
Жить стало лучше, жить стало теплей
За 20 лет российская жилая застройка преобразилась почти до неузнаваемости. Конкуренция делает свое дело: то, что по советским меркам считалось ненужной «роскошью», теперь стало стандартом. Что называли дорогостоящими «западными излишествами» — оказалось экономичнее старой доброй советской простоты (которая, как известно, хуже воровства).
Так, обитателям современных новостроек уже не приходится зимой кутаться в свитеры. Все потому, что на рубеже 2000-х изменились требования по теплоизоляции зданий: их внешние стены стали и толще, и теплее. Наши бабушки и дедушки о таком и не мечтали в первых типовых советских новостройках с панелями 12-сантиметровой толщины. Другой характерный признак времени — пластиковые окна. Совсем недавно они были импортным атрибутом «евроремонта» для очень богатых людей. Сегодня никаких других окон на массовом рынке просто нет. Из них не дует, и в мороз они не покрываются узорами.
Нетрудно догадаться, что раз дома стали теплыми, то энергии на обогрев им нужно меньше. Но суммы в счетах за отопление все равно растут. Разберемся, почему так происходит и как с этим бороться.
Мало утеплить, надо снизить потребление
«Логика очень простая. Если дома стали теплее — топить надо меньше, тогда выйдет экономия. Чтобы определить, насколько меньше, жильцам нужно дать возможность регулировать свое потребление самим. Именно так все устроено в Европе еще с 1970-х. Вот только советские системы теплоснабжения создавались по иному принципу», — рассказывает Антон Белов, заместитель директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Как объясняет специалист, регулируемое потребление тепла строится по принципу отрицательной обратной связи. Этот термин означает следующее: чем выше температура в квартирах, тем меньше тепла должно подаваться в дом. А главным элементом такой системы является сам человек: именно он регулирует подачу, руководствуясь своими ощущениями.
Но чтобы схема работала, жителям нужны элементы управления. Ими являются радиаторные терморегуляторы на батареях. В советских домах их не было, поэтому единственным инструментом управления температурой являлись форточки. Фактически лишнее тепло выбрасывали на улицу. Сегодня достаточно повернуть ручку терморегулятора — и в комнате станет прохладнее.
На снижение потребления в квартирах реагирует автоматика теплового пункта в подвале дома: регулирующий прикрывается, и в здание подается меньше горячей воды. Это фиксирует общедомовой теплосчетчик — и суммы в счетах за отопление становятся меньше. А для учета климатических колебаний тепловой пункт имеет погодный датчик, установленный снаружи дома.
Чтобы экономия распределялась между собственниками справедливо, были созданы системы поквартирного учета тепла. Вдруг кто-то по старинке открывает форточки и не пользуется терморегуляторами? Вот пусть сам за себя и платит, а мы будем экономить.
По существующим нормативам сейчас такие системы теплоснабжения должны применяться во всех российских новостройках. В старых домах внедрить их тоже можно, но для этого требуется модернизация, то есть капитальный ремонт. Однако сам по себе энергоффективный капремонт в дом может и не прийти: велика вероятность, что морально устаревшую инженерную «начинку» здания заменят на новую точно такую же и все останется по-прежнему еще на 25-30 лет. Поэтому собственникам жилья стоит проявлять активность в части подготовке к ремонту и определения состава работ, тем более что новый Жилищный кодекс дает им для этого все возможности.
Греемся своим теплом
Выше речь шла о том, как снизить потребление тепла, но на самом деле любой жилой дом его не только потребляет, но и выделяет. Например, это тепло наших тел и электроприборов. Но также это и тепло, получаемое от системы отопления, — так называемое вторичное. Ведь оно нагревает воздух, который все равно покидает дом через вентиляцию. То есть мы все же отапливаем улицу, даже если не открываем форточки.
Однако такое тепло можно использовать для своих нужд с помощью технологии рекуперации. Звучит мудрено, но на деле все просто: отработанный воздух из вытяжной вентиляции подогревает поступающий с улицы через приточную. В Европе такое решение очень распространено, у нас же приточная вентиляция и системы рекуперации пока встречаются редко, и главным образом в коммерческом и промышленном строительстве.
Например, в здании офисного комплекса компании «Данфосс» в подмосковном Нахабине использование системы приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией тепла позволяет сократить потребление тепла примерно на 50%. «Мы вообще все свои технологии используем сами, поэтому наше здание — своего рода действующая модель, на примере которой можно познакомиться с работой нашего оборудования», — говорит Антон Белов.
Здесь может возникнуть не лишенное основания замечание, что организовать систему принудительной приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией довольно сложно, если изначально это не было предусмотрено. Однако есть и другое решение. Например, тепло отработанного воздуха, покидающего дом через обычную «вытяжку», можно аккумулировать и использовать для частичного подогрева горячей воды или воды для системы отопления. Так мы будем сами производить часть тепла для своих нужд, а из городской сети, за деньги, потреблять меньше. Агрегаты, которые позволяют это сделать, называются воздушными тепловыми насосами. По своему устройству они напоминают большие кондиционеры, только работающие «наоборот». И если при капитальном ремонте можно установить в доме тепловой пункт, то что мешает дополнить его тепловым насосом?
Греемся теплом Земли
Кроме воздушных, есть еще геотермальные тепловые насосы, которые умеют извлекать тепло прямо из земли. Они уже знакомы многим россиянам, однако распространены только в частном и малоэтажном секторе. Но это не значит, что с их помощью нельзя отапливать большие здания.
«Организовать отопление многоквартирного дома одними только тепловыми насосами трудно, такое здание нужно специальным образом проектировать. Однако геотермальное тепло может частично перекрывать имеющиеся потребности, подобно тому как это происходит с системами рекуперации. Также возможен вариант, при котором тепловым насосом отапливаются только отдельные помещения в доме, например нежилые первые этажи или лестницы. Это позволит снизить размеры платежей за содержание так называемого общедомового имущества», — объясняет Нина Горшкова, специалист направления «Тепловые насосы» компании «Данфосс».
По словам эксперта, решения с полным или частичным теплоснабжением зданий на основе геотермальных тепловых насосов широко применяются за рубежом. Для их распространения в России тоже нет никаких препятствий: единственное, что нужно сделать — преодолеть собственную инерцию. Как показывает имеющийся опыт, в условиях нашей зимы геотермальное отопление способно экономить до 75% тепла и денег по сравнению с традиционными технологиями.
Покупаем тепло у соседей
Любой спальный район изобилует супермаркетами. Как правило, они расположены на первых этажах жилых зданий. И каждый такой магазин производит огромное количество тепла, круглосуточно вырабатываемого холодильниками и кондиционерами. Оно просто выбрасывается в атмосферу, а ведь его можно использовать с толком.
Во многих развитых странах существует практика продажи излишков тепла соседним потребителям. Когда магазин расположен в жилом доме, реализовать такую схему совсем несложно. Цены на «соседское» тепло обычно существенно ниже, чем на городское, поэтому оба участника сделки получают выгоду. К сожалению, для внедрения подобной практики в нашей стране есть препятствия иного характера.
«Пожалуй, это единственное решение, которое реализовать пока будет сложно. Дело в том, что действующие редакции закона “О теплоснабжении” и Жилищного кодекса не предполагают таких схем. Причем вопрос лежит не в технической, а в юридической плоскости. Принципиально реализовать механизм утилизации и перераспределения тепла внутри одного здания несложно, однако магазин — это юридическое лицо, которое не является теплоснабжающей организацией и по закону продажей тепла заниматься не может», — поясняет Антон Белов. Однако, по мнению специалиста, рано или поздно этот вопрос законодателям все равно придется решать, особенно если их подвигнут на это избиратели.
Энергосбережение — глобальная тенденция развития современного мира. И сегодня мы начинаем понимать, что дело не только в нехватке ресурсов, а подчас и вообще не в ней. Экономия ресурсов выгодна, потому что позволяет существенно снизить размер коммунальных платежей, что в сложные времена даже актуальнее, чем в тучные годы. Кроме того, энергосбережение дает нам независимость, а значит, позволяет строить жизнь в своих домах по собственным правилам.