На фоне закона об увеличении штрафов за использование несертифицированных средств связи (Федеральный закон от 02.06.2016 N 161-ФЗ "О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") приказ Минкомсвязи от 01.02.2016 N 28 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением держателями сертификатов соответствия и декларантами обязательств по обеспечению соответствия поставляемых средств связи установленным требованиям. Часть I. Порядок осуществления контроля за соблюдением держателями сертификатов соответствия обязательств по обеспечению соответствия поставляемых средств связи установленным требованиям» прошел практически незаметно. Тем не менее 20.05.2016 он был зарегистрирован в Минюсте и начал действовать с 5 июня 2016 года.
Что же изменилось для держателей сертификатов в связи с выходом нового приказа? Изменения коснулись самого интересного момента в процедуре подтверждения соответствия средств связи, а именно, инспекционных проверок.
До этого единственным документом, которым руководствовались все участники процесса подтверждения соответствия, было Постановление Правительства РФ от 13.04.2005 N 214 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи». В этом Постановлении достаточно подробно описана процедура сертификации средств связи и не очень четко сказано о контроле за соблюдением держателями сертификатов соответствия обязательств по обеспечению соответствия поставляемых средств связи установленным требованиям, а именно об инспекционных проверках.
Контроль и ответственность за проведение инспекционных проверок всецело лежали на органах по сертификации.
Недавно Минкомсвязи решило усовершенствовать процедуру инспекционных проверок, причем за счет держателей сертификатов соответствия.
Не секрет, что стоимость сертификации средств связи складывается, главным образом, из стоимости проведения сертификационных испытаний.
Рассмотрим какие новшества вносит приказ Минкомсвязи от 01.02.2016 N 28.
В шестом пункте данного приказа говорится, что результаты инспекционной проверки оформляются в виде заключения о соответствии или несоответствии средства связи установленным требованиям (далее – заключение), которое подписывается руководителем органа по сертификации. К заключению прилагаются протоколы испытаний, проведенных в ходе инспекционной проверки привлеченной испытательной лабораторией.
При этом плановые инспекционные проверки проводятся в период действия сертификатов соответствия не реже одного раза в год.
Не так давно подобная ситуация произошла с декларациями о соответствии. Если до декабря 2015 в состав декларации копии протоколов испытаний декларируемого средства связи не включались, то с 16.12.2015 это стало необходимым условием регистрации декларации. И стоимость оформления декларации для декларантов сразу выросла.
Для примера можно привести следующий расчет. ООО «Ромашка-телеком» решило сертифицировать билинг (автоматизированную систему расчетов) сроком на три года с целью серийного выпуска продукции. Это схема сертификации N 3. Данная схема предусматривает три инспекционные проверки в течение срока действия сертификата соответствия. Допустим, сертификация билинга обошлась ООО «Ромашка-телеком» в 100 000 рублей. Большая часть этой суммы (порядка 80%) – стоимость сертификационных испытаний. За три года Общество должно пройти три инспекционные проверки, каждая из которых должна включать в себя проведение испытаний, это как минимум – 240 000р. (3х80 000р.). Также нужно учитывать, что подготовка документов, согласование программы проверки и выдача заключений по результатам инспекционных проверок по-прежнему лежит на Органе по сертификации, который также не может работать бесплатно.
В итоге заявитель, являющийся уже держателем сертификата, будет платить за сертификат в три, а то и в четыре раза больше.
Кроме того, для самых «нерадивых» держателей сертификатов соответствия, по новому приказу копия заключения направляется в Федеральное агентство связи.
В пункте 9 приказа Минкомсвязи от 01.02.2016 N 28 говорится, что заключение о результатах плановой инспекционной проверки оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается представителю держателя сертификата соответствия, участвовавшему в проверке, или направляется в течение двух рабочих дней со дня его подписания держателю сертификата соответствия по почте. Копия заключения направляется в Федеральное агентство связи.
А значит без Заключения не будет подтверждено действие сертификата соответствия, будут основания отозвать сертификат, и оператор связи не может эксплуатировать оборудование и т.д.
Особое место в новом приказе отведено процедуре внеплановой инспекционной проверки. Четко оговорено кто (читай – владелец средства связи) и каким образом (посредством письменного обращения) имеет право направить в Федеральное агентство связи обращение о выявлении несоответствия сертифицированного средства связи установленным требованиям.
Более того, если в заключении о результатах внеплановой инспекционной проверки сделан вывод о несоответствии сертифицированного средства связи установленным требованиям или держателем сертификата соответствия не устранено несоответствие установленным требованиям средства связи, Федеральное агентство связи исключает сертификат соответствия из реестра сертификатов соответствия средств связи. Держатель сертификата, действие которого было прекращено:
а) прекращает реализацию средства связи, действие сертификата соответствия на которое прекращено;
б) по заявлениям владельцев средств связи осуществляет дополнительную проверку соответствия установленным требованиям используемых на единой сети электросвязи Российской Федерации образцов средства связи, действие сертификата соответствия на которое прекращено по результатам инспекционной проверки;
в) по решению суда принимает меры к возмещению убытков, причиненных владельцам средств связи, действие сертификата соответствия на которые прекращено по результатам инспекционной проверки, а также к возмещению затрат на оплату услуг испытательной лаборатории (пункт 26 приказа Минкомсвязи от 01.02.2016 N 28).
Суммируя вышеизложенное, мы видим очередной законодательный акт Минкомсвязи России, от которого зависит целостность и безопасность сети связи общего пользования, а в итоге и конечного потребителя, т.к. при нынешней ситуации на рынке огромное количество средств связи продается без каких-либо документов, подтверждающих возможность их безопасного использования, нарушая тем самым закон.
Однако, в этом Приказе остались незатронутыми вопросы, которые давно стоило бы решить. Например, целесообразность инспекционных проверок при схемах сертификации N 1 и N 2, когда сертификат выдается сроком на один год и вариантов его продления у держателя нет.
При этом надо принимать во внимание, что итоговая стоимость сертификации будет в два-три, а то и в четыре раза выше: эту цену придется платить за безопасность и целостность сети связи общего пользования, а это не мало в современном мире.