Начальник отдела анализа рынков АО «Открытие Брокер» Константин Бушуев принял участие в онлайн-конференции на портале Finam.ru на тему: «Российские банки: устойчивость к кризису в крепких объятьях ЦБ». Эксперт отмечает стабилизацию ситуации в банковском секторе, выделяя в числе ключевых рисков отрасли её возможное огосударствление и монополизацию. Причём, сдерживают данные риски финансовые санкции, введённые странами Запада.
В I квартале 2016 года российские кредитные организации получили прибыль в размере 107 млрд рублей, что в 18 раз превысило показателя за аналогичный период очень сложного для банковского сектора 2015 года. Характерно, что большая часть этой прибыли была получена Сбербанком.
Кратный рост прибыли Сбербанка по РСБУ в I квартале объясняется лишь предыдущим сильным ее падением из-за резкого наращивания резервов, объясняет начальник отдела анализа рынков АО «Открытие Брокер» Константин Бушуев: «Исторически сложилось так, что Сбербанк с советских времен держал львиную долю рынка. Со старта развития частных банков в новейшей российской истории Сбербанк начал снижать свою долю. Сейчас активы банка составляют около 30% активов всей российской банковской системы. Формально здесь нет монополизма и даже доминирующего положения. Но, разумеется, по ряду направлений положение банка является доминирующим». Впрочем, уточняет эксперт, сама по себе прибыльность банка в конкретный период не всегда может быть целью, если идёт в ущерб развитию.
Наиболее острая фаза банковского кризиса имела место в декабре 2014 года, и сейчас имеют место её отголоски плюс реакция банков на изменения в экономике, комментирует г-н Бушуев: «В целом можно ожидать, что пик резервирования средств для банков был пройден в прошлом году, в этом году можно ждать роста прибыли сектора. Но если цены на нефть [вдруг] упадут до 10-15 долларов и/или российская экономика не нащупает иные, не сырьевые точки роста, тогда можно будет говорить об усилении банковского кризиса».
Российский банковский сектор, как и экономика в целом, продолжает зависеть от цен на нефть, существенно подешевевших в последнее время, отмечает г-н Бушуев. Однако данная зависимость будет снижаться в случае сохранения низких цен на «чёрное золото» продолжительное время.
Ключевым риском для национальной банковской системы г-н Бушуев называет огосударствление банковского сектора с последующей монополизацией: «Однако финансовые санкции, как ни странно, помогают этот риск сдерживать. Ещё один риск – возможный кризис управления, выражающийся в ужесточении делового климата и прессинге предпринимательской активности, в результате чего российская экономика не сможет адаптироваться к новым реалиям на рынке нефти».
По словам г-на Бушуева, курс на консолидацию банковского сектора остаётся неизменным: «Ещё в начале 2000-х Сергей Игнатьев заявлял, что российская банковская система будет неизбежно укрупняться. Это вопрос более оптимального распределения средств в экономике, снижения средних затрат на капитал, более чёткого надзора над банками со стороны ЦБ. Вряд ли сейчас стоит говорить о том, что останутся лишь 50 банков. Но снижение с 700 до 450-500 напрашивается».
Чтобы деньги более активно перетекали из финансового в реальный сектор экономики, необходимо, чтобы реальный сектор генерировал новые убедительные идеи развития, считает г-н Бушуев: «Здесь уже системная проблема, связанная с сырьевым характером экономики, связанным с рентным характером экономики политическим полем и кризисом управления, когда в капиталистической экономике слабо защищены права собственности и подавляется предпринимательская инициатива. А без свободного предпринимательства вряд ли стоит рассчитывать на эффективность управленческих решений и приток инвестиций – нефтедоллары будут продолжать утекать из страны, не найдя себе внутри ни безопасности, ни выгодного применения».