По оценкам «БЕСТ-Новострой», несмотря на сложную конъюнктуру рынка, в Москве сохраняется высокая активность по выводу новых апарт-комплексов.
Так, с начала года продажи стартовали в шести новых комплексах, кроме того, рынок пополнялся новыми корпусами в ранее продаваемых проектах, в результате объем экспозиции вырос на 2,4% относительно конца прошлого года.
На сегодняшний день на первичном рынке столичных апартаментов реализуется 132 корпуса в рамках 90 проектов. Общий объем предложения во всех сегментах составляет 10 202 лота общей площадью 630 233 кв. м.
Больше всего апартаментов – 41% от общего объема предложения – сосредоточено в САО. ЦАО и ЮАО с долей в 16% и 15% занимают второе и третье место. Меньше всего апартаментов строится в ВАО и ЮВАО, доля которых в общем объеме составляет всего 1% и 0,3% соответственно.
При этом устойчивым лидером по объему предложения апартаментов является бизнес-класс, на который приходится 63% лотов. Доля апартаментов элитного класса снизилась на 2% относительно конца прошлого года до 9% от общего объема предложения. Комфорт-класс по итогам квартала показал рост на 2 п. п. до 28%.
Выход нового объема в сегменте «комфорт» повлиял на среднюю стоимость квадратного метра апартаментов – по итогам квартала она составила 248 тыс. руб.
Отдельно же по классам цены продемонстрировали рост. Так, в бизнес-классе «квадрат» подорожал на 2,5% до 227 тыс. руб., в комфорт-классе – на 0,4% до 138, 5 тыс. руб. В элитных апартаментах стоимость метра выросла на 7,6% до 731 тыс. руб., что отчасти было вызвано конвертацией цен застройщиками по курсу января 2016 г., по сравнению с которым текущий курс рубля укрепился на 10-12%.
Самые высокие цены по итогам квартала представлены в ЦАО, САО и ЗАО, самые доступные – в ЮАО и ЮВАО.
Что касается спроса на апартаменты, то в текущем году он сохраняется на стабильном уровне. Эксперты «БЕСТ-Новострой» объясняют это адекватным ценообразованием в большинстве проектов, имеющих стоимостную разницу в размере 10-15% по отношению к традиционным квартирам в схожих локациях, а также гибкой реакцией застройщиков на ценовое давление со стороны жилых проектов, где в настоящее время предоставляются существенные скидки.
«Помимо скидок и рассрочек, застройщики активно применяют такие маркетинговые инструменты, как программы гарантированного дохода (за счет сдачи в аренду апартаментов с помощью управляющей компании), услугу «обратного выкупа», гарантирующую выкуп апартаментов застройщиком по более высокой цене после завершения строительства. Кроме того, сохранению объема сделок способствовал активный перевод частью застройщиков апартаментов в формат квартир в конце 2015 г.», – поясняетСергей Лобжанидзе, руководитель департамента аналитики и консалтинга «БЕСТ-Новострой».
Дальнейшее развитие рынка эксперты «БЕСТ-Новострой» связывают с появлением новых проектов как в составе МФК, так и в формате редевелопмента существующих административных зданий.
«На фоне 30% падения спроса на офисные площади в 2015 г. на рынке формируется тенденция редевелопмента офисных и административных зданий в формат апартаментов и МФК. Благодаря выгодному местоположению, инфраструктуре и ценам, данные объекты смогут серьезно конкурировать с традиционными жилыми проектами», – уверен С. Лобжанидзе.