19 ноября в конференц-зале Московской ТПП прошло рабочее заседание руководителей Гильдий, Комитетов и структурных подразделений Московской ТПП с участием представителей Правительства г. Москвы на тему: «О роли деловой репутации в предпринимательстве».
Открыл заседание Председатель Правления Московской ТПП Юрий Котов.
- В нашей Палате в последнее время очень активно начало развиваться одно из направлений деятельности, которое сегодня очень важно – это борьба с коррупцией. К сожалению, она стала нормальным явлением нашей жизни, коррупция разъедает все структуры власти. Всем надоело то, что сейчас происходит в Российской Федерации, ведь по уровню коррупции мы находимся на 146 месте в мире.
Юрий Иванович подчеркнул, что Московская торгово-промышленная палата первой в системе ТПП создала в своём составе Бюро экономической безопасности.
- Недавно мы пошли дальше и создали Дирекцию по противодействию коррупции и обеспечению экономической безопасности, Московский антикоррупционный комитет, Наблюдательный Совет, в ближайших планах – создание Комитета по вопросам деловой репутации в предпринимательстве. Наши действия нашли поддержку у мэра Москвы Юрия Лужкова. Также мы заключили соглашение с прокуратурой г. Москвы, готовим проекты соглашений с ГУВД, налоговыми и другими органами.
По мнению Юрия Котова, предпринимателям нужны рекомендации, как вести себя, когда с них требуют мзду и подобная брошюра уже подготовлена в Московской ТПП.
- Проблема кроется в отсутствии доверия, а порой и в элементарном страхе. Предприниматель считает, что проще заплатить, чем обращаться в Палату и идти на конфликт с проверяющими органами. И хотя на сегодняшний день обращений к нам уже достаточно много, лишь одно из них носило серьёзный характер. Мы помогли, и организация прислала нам благодарственное письмо. Это хороший знак.
Заместитель руководителя Департамента г. Москвы по конкурентной политике Олег Бурцев рассказал о нормативно-правовом регулировании в системе государственных закупок, направленном на борьбу с коррупцией.
- Противодействие коррупции в системе государственных заказов всегда было актуальной и злободневной темой. И в основе любой антикоррупционной компании должна лежать эффективная система нормативно-правового регулирования.
Нормативная база в последние годы формировалась весьма активно и, по мнению О.Н. Бурцева, принятые законодательные и региональные правовые акты позволяют реализовать комплексную политику по противодействию коррупции при принятии организационно-управленческих решений по развитию процесса формирования конкурентной среды.
- Именно создание конкурентной среды, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов согласно статье 1 Федерального Закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» направлено на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, - подчеркнул Олег Бурцев.
Он также отметил, что главным критерием конкурсного отбора остаётся цена контракта, а деловая репутация участника может быть принята во внимание наряду с другими дополнительными критериями.
По словам начальника Бюро экономической безопасности Московской ТПП Дмитрия Каплина, на данный момент нет чёткой методики оценки деловой репутации, и этот вопрос становится всё более актуальным.
- Московская торгово-промышленная палата уделяет большое внимание повышению авторитета и имиджа членов палаты - предпринимателей, которые при осуществлении своей деятельности во главу угла ставят качество продукции и услуг, стремятся честно, открыто вести конкурентную борьбу. Для них Московская ТПП - верный друг, помощник, лоббист и защитник. Мы проводим работу путём приглашения предпринимателей к вступлению в Реестр надежных предприятий, предоставления любой помощи и поддержки при обращениях, проведения различных мероприятий просветительского и обучающего характера. Важным элементом поддержки предпринимательства стала инициатива Московской ТПП, когда были подготовлены и направлены в Правительство г. Москвы предложения по проекту Постановления о дополнительных мерах по совершенствованию системы оценки надежности хозяйственных субъектов г. Москвы. Все наши предложения и пожелания были учтены в проекте Постановления, которое сейчас направлено на окончательное рассмотрение и утверждение.
Как рассказал заместитель генерального директора МТПП Владимир Рябов, проблема учёта деловой репутации при проведении конкурсных процедур на сегодняшний день имеет больше вопросов, чем ответов.
- Федеральный Закон № 94 предусматривает определённое количество критериев, по которым могут оцениваться заявки участников. Кроме ценовых параметров есть такой критерий, как «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг». И именно в развитие понятия квалификации участника можно серьёзно говорить о деловой репутации. Новации, которые недавно были внесены в Закон, достаточно подробно раскрыли этот пункт. Теперь конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у него опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ. За это нововведение долго боролись и государственные заказчики и участники конкурсов, потому как конкурсы нередко выигрывали фирмы, которые были не готовы к выполнению работ, но предлагали более низкую цену. Сейчас значительно расширен список конкурсных процедур, где данная статья может применяться. Однако у нас уже есть сигналы о том, что некоторые государственные заказчики стали пользоваться нормами Закона в обратном направлении, используя критерии квалификации для продвижения тех или иных участников.
По словам Владимира Рябова, понятие деловой репутации является недостаточно разработанным как в теории гражданского права, так и на законодательном уровне.
- Деловая репутация – это, прежде всего, категория, широко используемая в различных областях: гражданском праве, бухгалтерском учете, экономической теории, средствах массовой информации и других. У этой категории множество синонимов и близких по смыслу и значению терминов - гудвилл (goodwill), авторитет, известность, доверие, имидж, бренд. В материалах западных исследований можно насчитать несколько десятков определений и показателей деловой репутации. Это объясняется тем, что репутация в деловой сфере зависит от большого числа факторов и результатов деятельности организации. Известна классификация, которая сводит эти определения к вопросам имиджевой оценки, корпоративной репутации и репутационного капитала. Из этих трёх составляющих для учёта в конкурсных процедурах ближе вторая часть. Но акценты должны быть поставлены таким образом, чтобы это приносило пользу и городу. Полагаю, что кроме экономических параметров нужно принимать во внимание социальные, экологические и другие. Например, для города небезразлично создаёт ли участник конкурса новые рабочие места, занимается ли поддержкой городских социальных программ, благотворительностью и т.п. Необходим чёткий комплекс критериев, и Московская ТПП совместно с Департаментом г. Москвы по конкурентной политике сейчас проводят работу по подготовке технического задания на разработку методики оценки деловой репутации при проведении конкурсов.
Владимир Рябов призвал всех присутствующих активно участвовать в этой работе.
Весьма интересная дискуссия разгорелась о методиках оценки деловой репутации, а также о реестрах деловой репутации партнёров Правительства Москвы и надёжных предприятий г. Москвы, как важных составляющих учёта деловой репутации предприятия.
По мнению заместителя генерального директора МТПП Владимира Рябова, реестр деловой репутации партнёров Правительства Москвы отражает в большей степени взаимодействие предприятий с органами государственной власти, но в нём фактически нет параметров, которые не касаются выполнения государственного заказа.
- Предприятие ведь может работать по выполнению государственного заказа, но при этом, допустим, не платить налоги, привлекаться к судам по другим вопросам. Но такая информация в реестр деловой репутации партнёров Правительства Москвы не попадает. В этой связи реестр надёжных предприятий г. Москвы, который ведёт Московская ТПП, ближе к оценке деловой репутации, которая может быть учтена при проведении конкурсов, так как при его формировании проводится проверка показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий – кандидатов на внесение в реестр.
В заключение заседания начальник Бюро экономической безопасности Московской ТПП Дмитрий Каплин проинформировал собравшихся о планах по созданию при МТПП Комитета по вопросам деловой репутации в предпринимательстве и основных направлениях его работы.
По итогам заседания было принято решение, в котором его участники предлагают в 2010 году провести конференцию «Деловая репутация: проблемы, тенденции, методики управления и оценки».