Специалисты Аналитического и консалтингового центра инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – проанализировали объем и структуру спроса на первичном рынке Москвы в годовой динамике по следующим параметрам: бюджет покупки, форма оплаты, половозрастные признаки, место прописки покупателя, комнатность приобретаемого объекта. На фоне снижения покупательской способности по сравнению ажиотажем в конце 2014 года, уровень реализованного спроса по итогам 2015 года сократился на 20,4%. Более половины спроса (51,7%) пришлось на покупки в нижнем ценовом диапазоне – от 5 до 10 млн рублей, причем за год доля таких сделок значительно увеличилась, при этом спрос на предложения стоимостью 15-20 млн рублей заметно сократился до 7,3%. При этом спрос сместился от двухкомнатных квартир в сторону однокомнатных – в течение 2015 года их доля была доминирующей в общем объеме сделок.
В целом реализованный спрос в течение года был на достаточно высоком уровне, что обусловлено большим объемом проектов массового сегмента с привлекательным бюджетом покупки, а также высокой волатильностью курсов валют.
При распределении реализованного спроса по бюджету покупки наиболее востребованы были предложения стоимостью от 5 до 10 млн рублей – по итогам года доля спроса в этом ценовом диапазоне составила 51,7% от общего объема сделок. Причем в 2015 году спрос на квартиры указанных бюджетов вырос с 35,5%. В то же время спрос на квартиры с высоким бюджетом покупки (15-20 млн рублей) в конце 2014 года достигал 21,3% в общем объема сделок, а в 2015 году – снизился до 7,3%.
При распределении реализованного спроса по форме оплаты по итогам 2015 года доля ипотечных сделок достигла 38% в общем объеме сделок. Год назад данный показатель составлял только 25% из-за повышения ключевой ставки на шесть процентных пунктов и увеличения ипотечных ставок по кредитам до «заградительных» 17-22%. Рост доли ипотечных сделок в 2015 году стал следствием запуска государственной программы по субсидированию ипотечного кредитования.
В годовой динамике увеличилась доля молодой аудитории (от 26 до 35 лет) в структуре спроса – с 32% до 40% за счет сокращения доли покупателей от 46 лет и старше –с 30% до 24%.
При распределении покупателей по полу за год значительных изменений в структуре спроса не произошло – по-прежнему преобладает мужская аудитория.
При распределении покупателей по месту прописки бОльшая доля по-прежнему приходится на москвичей, однако за год она несколько сократилась за счет увеличения доли остальных покупателей из других регионов.
При распределении реализованного спроса по типам квартир можно отметить, что наиболее востребованы в 2014 году были двухкомнатные квартиры – их доля достигала 42,7%, а в 2015 году спрос сместился в сторону однокомнатных квартир – из квартала в квартал их доля была доминирующей.
«В 2015 году рынок существенно пополнился предложением в проектах на начальной стадии строительства и с ценами ниже рыночного уровня в аналогичные периоды прошлых лет при улучшении заявленных качественных характеристик. Выход новых бюджетных проектов и высокая волатильность курсов валют подстегнули спрос. Тем не менее, на фоне экономической нестабильности в стране, высоких темпов роста инфляции и очередного ослабления рубля, увеличения реальных располагаемых доходов населения ожидать не приходится. В связи с чем будет ослабевать и позитивное влияние активной поддержки спроса со стороны государства с помощью субсидирования ипотеки, – комментирует Владимир Богданюк, руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet. – Учитывая структуру предложения на первичном рынке столицы, а также приближение окончания действия государственной программы по субсидированию ипотечного кредитования, в начале 2016 года данные факторы подстегнут спрос на жилье в массовом сегменте. При этом на фоне снижения покупательской способности граждан уровень спроса в начале 2016 года, скорее всего, не будет превышать показатели аналогичного периода 2015 года».