Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Ритейл и кризис: что инфляция и девальвация делают с потребителями?». Её участники прогнозируют, что в условиях высокой инфляции и неблагоприятной ситуации в экономике сектор розничной торговли будет испытывать сложности. При этом наиболее устойчивым в кризис будет бизнес ритейлеров низкого ценового сегмента.
На фоне кризисных явлений в экономике, девальвации рубля, продуктового эмбарго и перехода к импортозамещению темпы инфляции обновляют свои рекорды. «Правительство, введя эмбарго на товары из Европы, не подготовило альтернативных поставок, объём текущих поставок не сопоставим с поставками до введения запрета. Следовательно, предложение снижено, цена ползет вверх», – объясняет директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко. А ещё есть валютные риски – производители не знают, во сколько им обойдется новая посевная, добавляет аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в январе 2015 года сократился на 4,4% (г/г) до 2 трлн 51,7 млрд рублей. «Судя по всему, подобную тенденцию можно экстраполировать на весь 2015 год, – считает аналитик ИХ “Финам” Тимур Нигматуллин. – Тем не менее, некоторые игроки рынка даже выиграют от падения платёжеспособного спроса и негативной экономической конъюнктуры. В первую очередь, это сетевая дисконтная продовольственная розница. Тот же самый “Магнит”, очевидно, покажет существенный рост трафика».
Лучшее, чего можно ожидать – это замедления падения рынка розничной торговли к середине года, говорит прогнозирует г-н Тищенко: «Но есть и сети, которые показывают плюс – “Магнит” плюс примерно 35%, Х5 Retail – примерно 20%. Это говорит о том, что покупатель начал считать деньги, т.е. переместился в low-cost сегмент. Также нужно учитывать, что доходы населения не выросли, а при текущем уровне инфляции только падают, следовательно, и идёт перетекание покупателей».
По мнению участников организованной «Финамом» конференции, структура российского ритейла изменится. «Тектонические изменения рынка уже произошли. Падение в товарном выражении L4L (сопоставимые продажи – прим.) составляет 2-3%. Для многих ритейлеров это фатально», – утверждает управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. «Структура меняется, дорогие супермаркеты еле выживают, с низкими ценами – показывают рост. Число магазинов меняется несущественно пока, глобальные изменения если и будут, то осенью», – добавляет г-н Тищенко.
Удорожание ассортимента уже сказалось на потребительских предпочтениях. «Люди мясо и рыбу заменяют, как в 80-х, курицей. Дальше изменения пойдут в отказ от любого мяса (и курицы в том числе) и заменой на крупы», – отмечает г-н Потапенко.
Сейчас происходит постепенное изменение структуры потребления российских домохозяйств, характерное для кризисных времен, соглашается г-н Нигматуллин: «Например, по данным Росстата, за последний отчётный III квартал 2014 года расходы российских домохозяйств на «рыбу и морепродукты» снизились на 0,1 п.п. (г/г) до 1,6% всех потребительских расходов. Доля овощей сократилась на 0,1 п.п. до 2%, а на «сахар, джем, мёд, шоколад и конфеты» на 0,1 п.п. до 2,3%. Судя по всему, в IV кв. 2014 года и I кв. 2015 года тенденция станет ещё более заметной».
Как и всегда, в кризис покупатель перешёл на более дешёвые товары, говорит г-н Тищенко: «Видно по росту обороты low-cost сетей. Средняя цена покупаемых товаров тоже снизилась. Это закономерно, при константе доходов и росте инфляции идёт снижение покупательской способности».