Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «ОАО “Платформа Ютинет.ру”: первые итоги объединения». Её участники считают, что российские интернет-ритейлеры продолжат развиваться даже в условиях ухудшения ситуации в экономике. При этом крупные игроки сектора e-commerce смогут сохранить высокие темпы роста бизнеса, эффективно используя процесс консолидации для увеличения рыночной доли.
Ухудшение экономической конъюнктуры оказывает давление на динамику российского рынка розничной торговли, однако участники организованной «Финамом» конференции позитивно оценивают перспективы онлайн-ритейлеров. «В любой кризис появляется усиленный спрос на экономию, – объясняет член совета директоров ОАО “Платформа Ютинет.ру” Михаил Уколов. – Интернет-ритейл позволят клиентам экономить и деньги, и время. В связи с этим мы не ожидаем негативной динамики на рынке электронной коммерции в целом, хотя в высокочековых категориях (электроника, например) она может быть». Эксперт ожидает, что в условиях замедления потребительского спроса крупные игроки имеют возможность наращивания рыночной доли и, тем самым, сохранять двухзначные темпы роста.
Сдерживает развитие онлайн-ритейла в России проблема своевременной доставки заказов, отмечают эксперты. «Прогнозировать сроки доставки логисты научились, существует проблема со скоростью доставки, которая до сих пор неприемлема по мировым стандартам», – отмечает г-н Уколов.
Доставка является одним из «узких» звеньев e-commerce, соглашается директор по рынкам капитала Sferiq Consulting LLC Елена Баженова: «У нас достаточно широкая сеть, состоящая из своих и агентских пунктов выдачи заказов, и мы постоянно работаем над развитием и улучшением этой сети. Через “Почту России” у нас проходит несущественные объёмы. Можно сказать, что в целом проблема решена. Но над скоростью доставки в регионы мы, конечно, продолжаем работать».
Сложившаяся практика оплаты товара при получении также препятствует развитию отрасли e-commerce, утверждает г-н Уколов: «Большинство компаний такая практика заставляет 30-35% заказов процессить вхолостую. На Западе же все заказы оплачиваются при оформлении заказа на сайте, что снижает уровень отказов до единиц процентов. Также барьером к развитию российских игроков выступает трансграничная торговля, которая за 2 года доросла почти до 25% рынка за счёт ценового преимущества, ведь, ввозя товар из-за рубежа, компания платит НДС и пошлину (что-то около 30% от стоимости чека), а пользователь этого лишён. Вот и получается, что государство, не вводя пошлин, стимулирует вывод капитала за рубеж, снижение поступления налогов в казну, сокращение рабочих мест в РФ».
На современном этапе развития электронной торговли смогут выжить только те игроки, которые смогут обеспечить эффективность операций, минимальные сроки доставки и обширный ассортимент товаров, прогнозирует основатель интернет-магазина «Сотмаркет», член совета директоров ОАО «Платформа Ютинет.ру» Всеволод Страх: «Достигнуть всего этого можно только объединив усилия игроков – создавая объединённые компании, которые могут использовать эффективные стороны друг друга и сокращать расходы за счёт взаимной синергии. <…> Объединённые усилия наших трёх магазинов (“Ютинет.ру”, “Сотмаркет” и “Е96” – прим.) вполне могут претендовать на свою долю рынка наравне с другими крупными игроками». По мнению эксперта, в условиях перенасыщения больших городов услугами интернет-магазинов выживут ритейлеры, делающие ставку на развитие в регионах, новые товарные категории, консолидацию бизнеса и повышение лояльности клиентов.