В мае 2014 года маркетинговое агентство Discovery Research Group завершило исследование сегмента техники и электроники российского рынка продаж интернет-магазинов.
Схема работы интернет-магазина состоит из трех этапов: оформление заказа, его оплата и затем доставка. Основными способами оплаты покупок в Интернет-магазине являются банковская карта, банковский перевод, наличный расчет, электронные деньги, терминалы моментальной оплаты, SMS-платежи, наложенный платеж, электронные кассы. Существуют два типа Интернет-магазинов – Интернет-магазин, не имеющий физического адреса, и Интернет-магазин, занимающийся и онлайн, и оффлайн торговлей.
В России около 15% взрослого населения страны являются покупатели интернет-магазинов. Для сравнения в Великобритании данный показатель составляет 70%. Зато в 2013 году покупать онлайн стало 50% всей Интернет-аудитории, что превышает данный показатель во все странах Южной и Центральной Европы.
В 2013 году продажи интернет-магазинов в России составили около 530 млрд руб. Рост составил примерно 30% по сравнению с показателем 2012 года в 400 млрд руб. В течение следующих пяти лет эксперты прогнозируют рост интернет-продаж не менее чем на 30% в год.
Сегмент техники и электроники находится на первом месте по объему продаж на всем рынке интернет-торговли материальными товарами и занимает долю в 44% по данным за 2013 год. Объем сегмента – 156,2 млрд руб., рост составил 28% по сравнению с показателем 2012 года. Среднесуточное количество заказов в данном сегменте – около 47 тысяч, что является вторым наибольшим показателем на рынке.
Основная часть онлайн покупателей техники и электроники тратят на выбор больше 4 дней, либо наоборот делают покупку в течение часа после первого просмотра. Покупатели преимущественно просматривают более от 2 до 5 наименований товаров прежде, чем купить. 75% заказов состоят только из одного товара. Средняя стоимость одного заказа в интернет-магазине техники и электроники – 2 300 рублей.
Основными тенденциями на рынке продаж интернет-магазинов являются региональная экспансия, консолидация игроков рынка, рост инвестиций, развитие логистики и построение мультиканальных форматов.
Основными перспективами развития рынка в 2014 году являются увеличению средней стоимости покупки при стагнации количества онлайн-заказов; снижение потребительской активности; дальнейшее опережение темпов роста цифровых товаров над материальными товарами. Рост объема онлайн-продаж в рублях в 2014 году будет выше, чем в 2013 году, но исключительно за счет роста курса доллара.
Консультанты J’son & Partners Consulting прогнозируют, что в 2017 году техника и электроника так же будет одной из категорий, пользующихся наибольшим спросом в интернете, особенно потребительская электроника.
В 2013 году количество интернет-магазинов в России достигло 39 тысяч, что на 20% больше, чем в 2012 году. В сфере продаж техники и электроники по данным за 2013 год показатель количества интернет-магазинов находился на самом высоком уровне – 8 тысячи.
По данным за 4 квартал 2013 года самыми посещаемыми российскими интернет-магазинами в сфере продаж техники и электроники стали Ulmart, Svyaznoy и MVideo, недельное количество уникальных посетителей которых равно 3,1 млн чел., 2,8 млн чел. и 1,9 млн чел. соответственно.
Крупнейшим интернет-магазином по объему продаж в категории техники и электроники является Ulmart, среднемесячный оборот которого составляет 2 млрд руб. На втором и третьем месте – Citilink и Svyaznoy соответственно.