Правительство России одобрило проект постановления о государственном регулировании цен на лекарства из списка жизненно важных препаратов (ЖНВЛС). Предполагается, что с 2011 года будет введена обязательная госрегистрация предельных отпускных цен производителей в рублях на 650 международных наименований лекарств из списка. Тарифные надбавки будут регулироваться во всех регионах по единой методике, которая будет утверждена Федеральной службой по тарифам, ориентировочно до 1 марта 2010 года. Заоблачные цены на лекарства, которые нельзя оправдать дорогими компонентами, большая разница в стоимости медикаментов, не соответствующая рыночной экономике, — всё это давно было поводом для возмущения народа, в частности стариков, которые зачастую не могут купить необходимое количество лекарств из-за маленьких пенсий. Теперь этой проблемой вплотную решили заняться правительство и Генпрокуратура. Методы, по мнению «Новой газеты», предложены предсказуемые, проверенные: тотальные проверки и госрегулирование цен.
На заседании, на котором был принят проект, присутствовал Владимир Путин. Он отметил, что рост цен на лекарства превышает инфляцию на другие товары — это уже более 18%, — и заявил о необходимости серьезно ужесточить контроль за ценами на лекарственные средства: «Я убежден, что объективных оснований для такого взвинчивания цен нет. Речь идет лишь о стремлении фармацевтических компаний и многочисленных посредников в этой цепочке извлекать сверхприбыли».
Гендиректор DSM Group Александр Кузин прокомментировал принятие проекта и заявление Путина: «С середины прошлого года, по нашим данным, цены на лекарства выросли примерно на четверть. При этом курс бивалютной корзины к рублю — больше чем на треть. С учетом того, что у нас на рынке три четверти препаратов импортные, логично и экономически обосновано то, что цены растут». В целом, государственное регулирование позволит избежать ажиотажного повышения цен на необходимые лекарственные средства: «Путин правильно говорил, что у нас система во многом формальная и никаких санкций к производителю по большому счету предъявить нельзя. Когда цена будет определена, компания не сможет неожиданно поднять цену на 100%, а сейчас это возможно. Но мы имели уже фиксированную цену в СССР, и все знают, к чему это приводит».
Генеральный директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова объяснила «Новой газете», что лекарства в России дорожают не только из-за колебаний курсов валют: «На рынок влияет отсутствие поддержки российских производителей со стороны государства. Кроме того, иностранные дистрибьюторы повысили цены и значительно сократили сроки оплаты, что вынуждает российских поставщиков прибегать либо к заемным средствам и сталкиваться с высокими банковскими ставками, либо снижать обороты и сокращать ассортимент, что опять-таки приводит к повышению цен». Результаты чудовищны: в различных регионах России максимальные наценки на важнейшие и жизненно необходимые лекарства колеблются от 15% в Нижегородской области до 90% в Карелии или Красноярском крае. Дело в том, что оптовые и розничные торговые надбавки во всех субъектах РФ устанавливают местные власти, именно поэтому они могут различаться в разы.
Редактор фармацевтического портала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов, считает конкуренцию самым лучшим средством снижения цен: «С одной стороны, если государство предложит и реализует рациональную систему контроля цен на лекарства и торговых наценок, единую для всей территории страны, это, безусловно, позитивный фактор. Однако идея прямого госрегулирования цен в фармацевтической отрасли не жизнеспособна и в рамках рыночной экономики даже вредна. Жесткая конкуренция — вот главный стимул снижать цены и завоевывать рынок». Регистрация предельных отпускных цен иностранных производителей на лекарственные средства, которую государство предлагает осуществлять исключительно в рублях, — это крайне неудобное для участников фармбизнеса законодательное нововведение. Чтобы обезопасить себя от возможных убытков, производитель, скорее всего, будет заранее прогнозировать потенциальный рост цены препарата от него и сразу заложит его в цену товара. Или как вариант — он может просто договориться с дистрибьюторами о регистрации рублевых цен с очень большим запасом как раз с учетом предполагаемой девальвации рубля.
Настасья Иванова также отметила, что если в будущем рубль продолжит терять в стоимости, то вполне возможно, что оптовики будут отказываться от поставок импортных лекарств. Кроме того, она объяснила, как непросто понять, завышен или нет уровень наценок на лекарства: «Этим придется заниматься долго и кропотливо, с привлечением, например, финансовых специалистов и специалистов в области логистики. Нужно проверить, насколько дорогая логистика, как обстоит дело с банковскими кредитами, складами и т.д. Очевидно, что высокая торговая наценка для Магаданской области, скорее всего, имеет под собой рациональную основу».