На сегодняшний день в строительной отрасли используются программы повышения квалификации специалистов, привязанные к определенным видам работ из Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Важно, что при этом одна программа повышение квалификации может включать в себя обучение сразу по нескольким видам работ. К чему это приводит на практике?
Как известно, для получения Свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, организация должна выполнить ряд условий, закрепленных в так называемых минимально необходимых требованиях (Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 207). В данных требованиях определен кадровый состав, стаж работы, а также уровень квалификации необходимых специалистов. На практике при получении Свидетельства о допуске организации могут заявлять одного специалиста на множество различных видов работ. Как правило, это касается сотрудников, имеющих образование и стаж работы по направлению широкого профиля, например, по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
Стоит пояснить, что существует матрица соответствия – какой профиль специалиста необходим для выполнения каждого конкретного вида работ. В свою очередь, для каждого профиля установлен перечень соответствующих ему специальностей. Список специальностей формируется на основе официального справочника ОКСО - Общероссийского классификатора специальностей по образованию (на данный момент - ОК 009-2003, в редакции изменений "N 1/2005 ОКСО", "N 2/2010 ОКСО").
Таким образом, в рамках отдельно взятой организации повышение квалификации по видам работ может проходить в формате обучения крайне ограниченного числа специалистов «широкого профиля». При этом не достигается изначально заложенная законодателем цель обеспечения организации достаточным количеством квалифицированных кадров для выполнения задач определенного уровня сложности и масштаба. Кроме того, в такой ситуации сложно говорить о глубокой подготовке специалистов, так как происходит своеобразное распыление ресурсов, и проводимые образовательные мероприятия начинают выполнять достаточно формальную функцию.
Разумным вариантом, устраняющим ключевые недостатки существующей системы, могло бы стать повышение квалификации специалистов на основе образовательного профиля. Программы, построенные на образовательных профилях, ориентированы на развитие целого набора компетенций конкретного специалиста по определенному направлению. На сегодняшний день в учебных курсах, увязанных с видами работ, сотрудники организации получают скорее фрагментированные, отрывочные знания, не способствующие систематизированному повышению квалификации.
Очевидно, что работы по подготовке образовательных профилей должны проводиться под руководством Национальных объединений саморегулируемых организаций, так как необходимо выработать унифицированную систему стандартов. В противном случае можно получить «лоскутное одеяло», состоящее из самых разнообразных профилей, самостоятельно разработанных каждой отдельной СРО. И, безусловно, и в самих образовательных профилях и в итоговых программах повышения квалификации в полной мере должна быть учтена отраслевая специфика. Это необходимо в связи с тем, что на различных объектах капитального строительства на деле могут существенно различаться фактическое содержание и квалификационные требования для выполнения формально одних и тех же работ. Как правило, подобные различия бывают вызваны в первую очередь отраслевой спецификой.
Как отмечает генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев: «Система повышения квалификации в строительной отрасли нуждается в дальнейшем совершенствовании. Мы считаем, что специалистам действительно необходима целевая подготовка, соответствующая их образовательному профилю. Кроме того, как неоднократно говорилось, в рамках повышения квалификации специалистов необходимо учитывать отраслевые особенности, связанные с их деятельностью».