В Москве существует по крайней мере один вид недвижимости, которая не потеряла в цене, сохранила прежний спрос и по-прежнему остается в серьезном дефиците. Это так называемые "парковочные" метры. Кризис не повлиял на их цену и наличие в столице. Парковок по-прежнему не хватает, и стоят они все так же дорого.
Проблему отсутствия парковочных мест, особенно актуальную для центральных районов столицы, мэрия Москвы пытается решить вот уже не первый год. Однако пока что ни выделенные средства, ни переданные дополнительным структурам полномочия не помогли справиться с серьезной нехваткой "парковочных метров", которая часто оборачивается социальными и экономическими конфликтами, особенно когда речь идет о престижном жилье и о территории бизнес-комплексов, расположенных в центральных районах Москвы. Пожалуй, на этот вид недвижимости кризис не повлиял никак: стоят парковочные места по-прежнему очень дорого, а спрос на квадратные метры такого рода по-прежнему очень высок.
Москва занимает уверенное место в рейтинге самых дорогих парковок мира, уступая только признанным лидерам в этой сфере. Однако эксперты отмечают, что за последний год столица России совершила скачок с 14 места в списке до 46. Дело не в кризисе, а в том, что относительно недавно мэрия Москвы приняла резонансное постановление, предписывающее сделать несколько сотен платных парковок бесплатными, а также расформировать структуру, которая ранее взимала деньги за парковку с автомобилистов. Формально парковочные места стали дешевле. На практике они стали куда более недоступными, чем раньше.
Особо серьезно, почти на уровне гуманитарной проблемы, вопрос о дефиците парковочных мест стоит в жилых районах центра Москвы. Здесь занять место под солнцем, то есть - под собственным подъездом, почти нереально: помимо того, что у собственников жилья в таких районах может быть по две и больше машины на семью, гости и просто проезжающие мимо по делам автомобилисты так и норовят пристроить свою машину во дворах. Это приводит к тому, что не урегулированный должным образом вопрос хозяева квартир и машин пытаются урегулировать своими силами - от самопальных ограждений, табличек и заградительных цепей до откровенных угроз проезжающим "гостям". Разумеется, все вышеперечисленное не считается легальным и правильным с точки зрения законодательства - все ограждения подлежат демонтажу, а попытки повредить автомобили, занявшие "чужие" парковочные места, преследуются по соответствующей статье УК. Однако при этом все равно заграждают, отгораживают и угрожают. А что делать, если иначе выжить в центре, имея четыре "беспризорных" колеса, совершенно невозможно?
Департаменту транспорта и связи, который уполномочен мэрией на решение вопроса московских парковок, предлагались различные варианты выхода из тупика "из народа": от многоярусных подземных парковок в центре Москвы (предложение девелоперов) до централизации парковочной системы с помощью автоматов и систем слежения (от "парковочников"). Ни то, ни другое пока что не было внедрено, более того, согласно версии издания Газета. Ру, неофициальный комментарий одного из представителей ведомства гласил - проблемы парковок в Москве нет, даже в центре города всегда можно найти свободное место. Горожане и эксперты с этим мнением категорически не согласны.
Радикальным и лучшим решением этой проблемы стало бы вынесение части построек с обширной парковочной инфраструктурой (бизнес-центры и многофункциональные комплексы) за территорию центра города, а то и самого города. Однако ввиду обширного кризиса на рынке недвижимости, многие загородные проекты оказались замороженными, а городским бизнес-комплексам предписано укомплектоваться по полной программе, чтобы вместить в своих стенах еще больше арендаторов, взволнованных повышением ставок и перешедших на малый формат офисных помещений. Это значит, что мест возле таких БЦ со временем станет еще меньше, и дефицит парковочных метров будет расти и шириться, а вовсе не сокращаться.
Как намерена отреагировать на нарастающий кризис в этой сфере мэрия Москвы, пока неизвестно. Городская концепция "Единого парковочного пространства", о разработке которой было заявлено год назад, забуксовала в коридорах власти, и сейчас чиновники пытаются выяснить, куда делись деньги, потраченные на концепцию из муниципального бюджета. А машины, между тем, стоят: на своих местах, на чужих и на случайных. И в этом сегменте недвижимости удорожание квадратных метров, увы, никак не стимулирует рынок.