Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Перспективы интернет-торговли в России: конкуренция vs протекционизм?» По мнению её участников, меры властей по ограничению трансграничных покупок улучшат позиции крупных российских ритейлеров, однако больно ударят по малому бизнесу и приведут к росту стоимости товаров.
Сектор розничной онлайн-торговли в России уверенно развивается, несмотря на замедление экономики. Так, по данным компании Data Insight, в 2013 году оборот интернет-торговли увеличился более чем на 28% и составил около 520 млрд рублей. При этом значительная доля российского рынка – порядка 20% – приходится на трансграничную торговлю. «В 2013 году объем трансграничной торговли составил 100-120 млрд рублей, общий объем превышает 500 млрд рублей», – говорит исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Виталий Жигулин.
Меры по ограничению стоимости беспошлинного импорта товаров суммой в 150 евро, планируемые правительством РФ, вызвали бурную дискуссию среди участников организованной «Финамом» конференции. Протекционистские меры регулирования ориентированы, в первую очередь, на поддержку локальных операторов рынка интернет-торговли, а также сопутствующих отраслей, несущих нагрузку по обслуживанию и модернизации инфраструктуры, считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин: «Кроме того, учитывая размер, которого достигла индустрия, речь также идет и о повышении поступлений в бюджет от налоговых сборов (прежде всего, за счет увеличения доли рынка внутренних игроков). Еще одна цель – стимулировать игроков к локализации бизнеса. Мне кажется, что такие ограничения могут оказать давление, прежде всего, на бизнес небольших компаний, индивидуальных предпринимателей, часто далеко не полностью оперирующих в рамках правового и налогового поля». По мнению г-на Клягина, одновременно заметно вырастут и издержки розничных потребителей, в первую очередь, за счет сокращения конкуренции и вероятного изменения ценовой конъюнктуры.
Планируемые ограничения позволят отечественным онлайн-ритейлерам на равных условиях конкурировать с иностранными интернет-магазинами, считает г-н Жигунин: «Россия входит в пятерку стран, которые наиболее привлекательны с точки зрения потенциала развития рынка интернет-торговли. Крупные зарубежные игроки это прекрасно понимают и не откажутся от этого рынка, но будут вынуждены конкурировать с российским игроками на равных условиях. В конечном итоге выиграет потребитель: игроков станет больше, конкуренция усилится, как следствие, сервис улучшится, ассортимент расширится, цены на товары снизятся».
С экспертом не согласен председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков, по мнению которого инициативы правительства резко ограничивают возможности покупки товаров в зарубежных интернет-магазинах. «Ни о каких равных условиях для зарубежных онлайн-магазинов не может быть и речи. Пошлина в размере 30%, с учетом того, что придется еще проходить усложнившуюся процедуру растаможки, является запретительной. Отечественные ритейлеры при ввозе товара в страну уплачивают таможенные пошлины в несколько раз меньше, на отдельные позиции – нулевые, и имеют возможность проходить растаможку на партии товара. Потребители будут вынуждены совсем отказаться от покупок в зарубежных интернет-магазинах, пользоваться услугами посредников или идти и переплачивать отечественным ритейлерам, обогащая владельцев этих компаний. Снижение порога беспошлинной торговли до 150 евро – яркое проявление антисоциальной политики государства». По мнению главы ОЗПП, у отечественных игроков и без протекционизма есть свои конкурентные преимущества – они лучше знают рынок, лучше ориентируются в российских реалиях, меньше тратят на логистику от склада до потребителя.
Регулирование в области онлайн-торговли призвано помочь экономике и отечественным компаниям говорит управляющий активами УК «Финам Менеджмент» Екатерина Силакова. По ее словам, сейчас локальные предприниматели не выдерживают конкуренции ни с дешевыми китайскими, ни с качественными западными товарами. В результате, деньги покупателей уходят за рубеж, в то время как для экономики объективно выгодно, чтобы граждане тратили свои доходы внутри страны.