В Москве прошла II Международная Конференция «Умное страхование», целью которой стало обсуждение актуальных вопросов и предложений для успешного внедрения продуктов умного страхования в России. Мероприятие, которое планируется сделать ежегодным, посетили более 150 российских и зарубежных специалистов, среди которых: участники страхового и автомобильного рынков, разработчики и производители телематического оборудования, системные интеграторы, а также разработчики программного обеспечения для предоставления услуг «умного страхования».
В рамках конференции были рассмотрены примеры применения страховой телематики в международной практике . Страховая телематика, являясь новым направлением для российского рынка автострахования, уже хорошо известна в западных странах, как Usage-Based Insurance (UBI) (включает в себя такие понятия, как Pay-As-You-Drive (PAYD), Pay-How-You-Drive (PHYD), Pay-As-You-Go и Distance-Based Insurance) и успешно реализуются там уже более 10 лет. Принцип действия программ «умного страхования» заключается в установке специального телематического устройства в автомобиль страхователя, с помощью которого страховщик может получать данные о стиле вождения автовладельца. На основании полученных данных страховая компания имеет возможность сформировать объективную оценку качества вождения и предоставить существенную скидку на автострахование аккуратным и редко использующим свой автомобиль водителям.
Основываясь на опыте зарубежных коллег, а также учитывая тенденции отечественного рынка страхования, участники конференции сошлись во мнении, что страховую телематику в России ожидает бурный рост в ближайшие несколько лет. Причем расти будет не только сам рынок, но и его отдельные сегменты, включая аппаратное и программное обеспечение, услуги и сервисы. По разным оценкам экспертов, рынок страховой телематики будет насчитывать 1,5 млн абонентов уже через 2-3 года.
Одной из предпосылок развития умного страхования в России является ожидаемое внесение изменений в законе ОСАГО, об этом говорил в своем выступлении Игорь Сергеевич Ямов, заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» . В четырех регионах страны – Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область - планируется запуск пилотных проектов по Европротоколу, что даст возможность автовладельцам транспорта, оснащенного телематическими системами, при ДТП получать выплаты от страховых компаний без обращения в ГИБДД.
Кроме того, участники конференции рассмотрели возможности использования международного опыта для развития и повышения эффективности страховой телематики в России, проанализировали факторы, сдерживающие рост этого вида страхования и обсудили пути решения этих проблем. Внедрение телематических продуктов в России несет в себе огромный потенциал, так как это решение выгодно как для автовладельцев, которые получат возможность ощутимо сэкономить на автостраховке, так и для страховых компаний, которые смогут объективно оценивать своих клиентов и выявлять виновников ДТП. Западный опыт показывает, что водитель, как только за его манерой вождения начинают «наблюдать», становится намного аккуратнее и дисциплинированнее, что, в свою очередь, будет способствовать повышению культуры вождения и безопасности на российских дорогах.
«Очевидно, что на российском рынке существуют предпосылки для успешного внедрения умного страхования, это и высокая загруженность дорог, и высокая стоимость каско, и ожидаемое изменение закона ОСАГО и внедрение ЭРА Глонасс. Однако, существующие на сегодняшний день страховые продукты лишь частично отвечают запросам и потребностям автовладельцев. Проведение конференции по умному страхованию и большой интерес к ней со стороны профессионального сообщества говорит о положительной динамике в данном направлении и о том, что компании заинтересованы в его развитии, что, в свою очередь, ускорит создание продуктов, удовлетворяющих всех участников рынка», - комментирует представитель консалтинговой компании Smart Insurance Consulting Михаил Анохин.