В октябре 2013 года при Комитете по строительству объектов энергетики и электросетевого хозяйства Национального объединения строителей была сформирована Рабочая группа по совершенствованию законодательства в области строительства энергетических объектов (далее – Рабочая группа). Возглавила ее Ирина Станиславовна Скорюпина.
Рабочая группа поставила своей задачей формирование актуальной законодательной базы строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов энергетики, а именно: объектов генерации электроэнергии, электросетевого хозяйства, атомной энергетики, объектов энергетики на возобновляемых и альтернативных источниках энергии, инженерных транспортных систем. Проекты документов, созданных Рабочей группой, в дальнейшем должны лечь в основу профильных законодательных инициатив.
В ходе подготовительного этапа был составлен перечень наиболее актуальных для отрасли вопросов, требующих рассмотрения членами Рабочей группы и подготовки предложений по доработке тех и или иных аспектов и внесению изменений.
В частности, в этот перечень вошел вопрос о введении в систему права института обязательных предварительных выплат при причинении вреда в результате аварий на опасных объектах. Данная мера рассматривается как механизм материальной поддержки пострадавших до формального оформления необходимых документов, а также как функция поддержки предприятий в критических ситуациях, возникающих при указанных выше условиях.
Не был оставлен без внимания и такой важный вопрос, как размер страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта (ОПО).
На сегодняшний день при страховании ответственности владельца ОПО оно производится из ожидания, что в течение года на всех ОПО произойдут аварии с причинением ущерба максимальному количеству пострадавших. Вероятность реализации подобного сценария ничтожно мала и в результате страховые суммы необоснованно завышаются. До вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» при добровольном страховании ответственности владельца ОПО страховая сумма подлежала выплате независимо от того, на каком объекте произошла авария. Устанавливался фиксированный лимит ответственности, страховые тарифы определялись с учетом наличия множества объектов у одного владельца. Предусматривалось восстановление страховой суммы после наступления страхового случая. Удельные расходы по страхованию были значительно ниже.
На базе проведенного анализа ситуации члены Рабочей группы предложили установить возможность страхования с фиксированным лимитом ответственности, который мог бы варьироваться в зависимости от количества ОПО и их технического состояния.
Непростая ситуация сложилась и в области обязательного страхования. На текущий момент обязательное страхование по закону №225-ФЗ не в состоянии покрыть вред, причиняемый в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, в том числе аварий с интенсивностью, превышающей проектную. Страховые тарифы здесь установлены на основе максимально возможного количества пострадавших, которое определяется по нормативным актам, принятым до вступления закона в силу. Как итог, расходы владельца ОПО на обязательное страхование не соответствуют рискам страховщика.
По данному пункту Рабочая группа считает целесообразным пересмотр требований к расчету максимально возможного количества пострадавших с учетом исключительно тех аварий, которые подпадают под положения закона №225-ФЗ.
Также в план работы вошел вопрос об изменении порядка получения разрешений на реконструкцию гидротехнических сооружений. Сейчас для получения разрешения требуется формирование земельного участка, невозможное на землях водохранилищ. Предлагается изменить эту норму для реконструкции гидротехнических сооружений, расположенных на водных объектах.
Отдельное место в перечне задач Рабочей группы занимает пункт об исключении дублирования механизмов гражданской ответственности из Федерального закона №117 «О безопасности гидротехнических сооружений». Согласно главе IV закона, собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обязаны осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности и одновременно иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности, если сооружение находится в государственной или муниципальной собственности. Поскольку указанные меры очевидно дублируют друг друга, члены Рабочей группы считают необходимым исключить норму о финансовом обеспечении гражданской ответственности.
Кроме того, группа занимается проработкой механизмов реализации п.17 Ст.14 Федерального закона «О теплоснабжении», которые на данный момент в законе фактически отсутствуют.
Наконец, в планы Рабочей группы включено формирование механизма равноправного регулирования ответственности застройщиков и застройщиков-владельцев опасных объектов, использования системы страхования гражданской ответственности причинителя вреда и системы формирования компенсационного фонда СРО для минимизации дублирования финансовой ответственности всех участников рынка. По данному пункту рассматриваются возможности снижения дополнительного обременения на владельцев ОПО, а также иные варианты равноправного регулирования ответственности застройщиков и застройщиков – владельцев ОПО.
Дмитрий Мурзинцев, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс», входящей в Рабочую группу, отмечает значимость ее деятельности по совершенствованию законодательства: «Многие вопросы, вынесенные на повестку дня, важны не только для отраслевого, энергетического строительства, но и для всего сектора, связанного с опасными производственными объектами. Выработка оптимальных законодательных решений позволит устранить законодательные пробелы и коллизии, нормализовать отдельные аспекты, затрагивающие интересы участников строительной отрасли».