В июне крупные авиакомпании вдвое сократили комиссию агентов, при этом в «Аэрофлоте» предупредили, что это только начало изменений: c 1 января 2014 года комиссии будут «обнулены». Отмена агентских процентов повлияет на весь рынок продажи авиабилетов, спровоцирует структурные изменения и усилит конкуренцию. Крупные компании по продаже авиабилетов, как Агент.ру, снижение комиссий и их последующее обнуление воспринимают как дополнительный стимул для повышения эффективности своего бизнеса.
По словам Заместителя председателя правления Группы компаний Агент.ру Андрея Чудакова, прежняя схема агентского бизнеса скоро перестанет работать: агентам придется объяснять своим клиентам, какие реальные услуги входят в сумму комиссионного сбора.
Несмотря на то, что авиакомпании постепенно начали сокращать базовую ставку комиссионных, сначала сократив ее с 5-7% до 3%, многие агенты по прежнему не готовы к столь резким переменам. Авиакомпания S7 первой начала менять условия для посредников, к ней присоединились «Аэрофлот», «Трансаэро», «Уральские авиалинии». Аналитики отмечают, что по ряду маршрутов комиссия уже снижена до 0,1-1%. Причины перемен очевидны: благодаря отмене комиссии, пять крупнейших авиакомпаний России смогут сэкономить более 10 млрд. рублей в год.
В Группе компаний Агент.ру, которая имеет более 230 точек продаж авиабилетов в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Екатеринбурге, считают, что традиционным агентствам нужно, прежде всего, научиться предлагать клиентам новые услуги, повышая тем самым эффективность использования собственных торговых площадей. При этом необходимо смещать акцент в сторону улучшения качества обслуживания потребителя. Если раньше агенты значительную часть прибыли получали за счет комиссий авиакомпаний, то теперь решающую роль начнут играть сервисные сборы.
Онлайн-рынок продажи авиабилетов, который составляет 15-20% от общего объема продаж, также отреагирует на снижение комиссии. Различные онлайн-сервисы по продаже авиабилетов, в том числе Агент.ру, уже добавляют новые услуги: поиск билетов на рейсы лоу-кост перевозчиков, хранение паспортных и платежных данных, участие клиента в программе лояльности агентства (начисление баллов в дополнение к баллам авиакомпаний), бронирование билета с возможностью отсрочки оплаты, оформление на сайте агентства различных страховых продуктов и многое другое.