1 января 2014 года вступит в силу Федеральный закон о контрактной системе (закон о ФКС), который изменит процедуру организации и проведения государственных закупок, что, в свою очередь, окажет влияние на развитие рынка B2G в целом. По мнению экспертов "Ассоциации электронных торговых площадок" (АЭТП), ФКС должна сделать систему закупок значительно эффективнее и прозрачнее за счет ужесточения некоторых требований. Рассмотрим ключевые аспекты грядущих перемен.
В соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, в дополнение к уже существующим единым для поставщиков требованиям каждый участник закупок должен будет документально подтверждать свое отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а учредители и руководители юридического лица – отсутствие у них судимостей за экономические преступления.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные предоставлять информацию о надежности поставщиков, обязаны передавать такие данные по запросу заказчика в течение 10 рабочих дней. Но иногда заказчику для принятия решения о выборе поставщика необходимо получить данную информацию в максимально сжатые сроки. Поэтому важно обладать инструментом, позволяющим производить оперативную проверку поставщика. Одним из таких инструментов является информационно-аналитическая система Seldon. Помимо внушительного объема данных о закупках она содержит исчерпывающие сведения о компаниях-поставщиках, в том числе сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), РНП, Арбитражной практики и информацию об учредителях компании. По отзывам клиентов АЭТП, функционал программы Seldon позволяет оперативно проверить любого контрагента.
В рамках контрактной системы значительно увеличится количество способов выбора поставщиков. К существующим способам добавятся открытые и двухэтапные конкурсы, а также конкурс с ограниченным участием. Директор по развитию "Ассоциации электронных торговых площадок" Константин Михайленко считает, что это несколько изменит принцип проведения закупок: применение новых способов уменьшит вероятность выбора поставщика исключительно на основании предложенной им самой низкой цены и создаст благоприятные условия для выхода на рынок госзаказа производителей высокотехнологичных, инновационных товаров и услуг.
Значимым отличием №44-ФЗ от №94-ФЗ станет требование к обоснованию начальных (максимальных) цен контрактов. Статья 22 №44-ФЗ предусматривает пять методов их формирования. В качестве приоритетного Константин Михайленко и другие эксперты АЭТП отмечают метод сопоставимых рыночных цен, основанный на сравнении информации о рыночных ценах интересующих товаров, работ и услуг. Заказчик может разместить на ООС специальный запрос цен, либо напрямую обратиться за коммерческими предложениями к нескольким поставщикам. Однако есть и другой вариант. Быстро получить полную информацию о рыночных ценах можно с помощью системы Seldon, которая содержит прайс-листы компаний-поставщиков и информацию о заключенных контрактах на профильную продукцию в любом интересующем регионе.
Еще одним важным нововведением ФКС станут антидемпинговые меры, исключающие искусственно низкие конечные цены контрактов. Так, если цена контракта в ходе торгов будет снижена на 25% и более, это приведет к увеличению обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза или к дополнительному подтверждению добросовестности поставщика. В случае если предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, поставщика, предложившего демпинговую цену, обяжут еще и обосновать ее, напоминают специалисты АЭТП. Программные возможности Seldon помогут участникам размещения заказа в определении действующих рыночных цен на конкретный вид продукции и того, с какими ценами были выиграны торги и какие ценовые предложения были сделаны каждым из участников. Используя реестры контрактов, содержащиеся в системе Seldon, можно оценить количество и возможности потенциальных конкурентов, способных снизить НМЦК на 25%, а также собственные шансы на победу в торгах.
До вступления закона в силу остаются считанные месяцы. Руководство АЭТП выражает надежду на то, что и заказчики, и поставщики успеют за это время разобраться в основных положениях ФКС, чтобы в новом экономическом году страна, миновав перекресток законодательства, смогла двигаться в правильном направлении.