Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Бюджетный “не-секвестр” и пенсионный “не-манёвр”: наступила точка невозврата?» Её участники отмечают, что в бюджете на 2014 год предусмотрено существенное сокращение социальных расходов. По мнению экспертов, для повышения уровня бюджетных доходов и стимулирования экономического роста необходимо проводить реформы.
25 октября в Госдуме состоится первое чтение проекта федерального бюджета России на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. В бюджете на следующий год идёт абсолютное сокращение всей социальной сферы, говорит депутат, первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева: «На 37 млрд руб. сокращаются расходы на ЖКХ, на 88 млрд – образование, на 45 млрд – здравоохранение, на социальную политику – за счёт трансферта ПФР на 320 млрд руб., на господдержку СМИ. Зато растут расходы на обслуживание госдолга – на эти цели будет направлено 450 млрд, а на здравоохранение – 470 млрд. Предусматривается финансирование разных “Сколково” и “РОСНАНО”. На 26 млрд растёт поддержка физической культуры и спорта. Чемпионат мира по футболу опять же на носу. Это ещё 30 млрд...».
Проект бюджета подготовлен с учетом политических приоритетов исполнительной власти, считает ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» Андрей Чернявский: «В этом смысле он учитывает современную ситуацию. Поправки могут быть предложены по отдельным видам расходов. Общая конструкция, заложенная в проекте бюджета, в том числе укрупненные структуры доходов и расходов, будут приняты».
В бюджете достаточно средств для сохранения достигнутого уровня финансирования практически по всем основным направлениям, утверждает руководитель центра уровня и качества жизни Института социальной политики Сергей Уланов. «Однако, это не гарантирует доведение запланированного объёма средств до получателей, - говорит эксперт. – Практика нескольких корректировок утверждённого законом бюджета стала привычной. Переход к программной модели бюджетирования не обеспечивает достижения намеченных целей, так как не предусматривает ведомственной и персональной ответственности. Кроме того, плановые объемы финансирования необходимо корректировать на сложившуюся практику нецелевого использования (разворовывания)».
Эксперты негативно оценивают структуру будущего бюджета с точки зрения поддержки экономического роста. «Так называемые продуктивные расходы занимают менее четверти расходов федерального бюджета. Существующий проект закона предполагает дополнительное снижение доли данных статей до 20%», - констатирует эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина.
С тем, что с точки зрения экономического роста «бюджет не очень», согласен генеральный директор Экономико-правовой школы «ФБК» Сергей Пятенко: «Другое дело, что в любой стране в рамках текущего бюджета свобода маневра ограничивается 10-15% расходов. Ну, в самом лучшем случае 20%. Остальное уже задано всевозможными решениями, принятыми ранее. Например, вы 5-10 лет непрерывно повышали зарплаты всем, кто получает их из бюджета. Но реально же нет возможности теперь взять и сократить их, хоть на 3%».
Отсутствие роста и дефицит бюджетных доходов требуют от властей проведения экономических реформ, уверены участники организованной «Финамом» конференции. «Даже при нынешнем уровне цены в 100 и более долларов за баррель ожидается существенный недобор доходов. Таким образом, единственный разумный выход – это реформы, нацеленные на повышение эффективности госрасходов», - отметила г-жа Суслина. Государству России лучше всего начать поддерживать малый бизнес, причём не на словах, а на деле, добавляет управляющий активами УК «Финам Менеджмент» Екатерина Силакова: «Канада и Австралия сейчас выглядят достаточно хорошо на фоне других стран как раз за счёт существенного развития малого бизнеса. Вполне вероятно, что такой вариант подойдёт и нам».