В сегменте доступного жилья число сделок, заключаемых с привлечением ипотеки, достигает 45%. Эксперты компании «Метриум Групп» рассказали, кто эти люди и чем живут.
По данным аналитиков «Метриум Групп», большая часть ипотечных покупателей - это молодые семьи, в возрасте от 25 до 35 лет. Их можно выделить в наиболее крупную группу – 45%. Оба супруга, как правило, работают, их личный доход составляет от 50 до 80 тысяч рублей (Москва), совокупный соответственно – 70-150 тысяч рублей. Занимаемые должности – от менеджера по продажам в торговле до руководителей отделов различных предприятий.
Следующая группа - молодые одинокие мужчины в возрасте до 35 лет, их доля составляет 15%. Менеджеры среднего звена с доходом около 90-100 тысяч рублей приобретают квартиру в новостройке либо для себя на будущее, либо для родителей, которые часто привлекаются в созаемщики по ипотеке.
Разведенные/незамужние женщины до 40 лет с ребенком – 15%. Чаще всего они занимают средние и высокие руководящие должности, имеют доход порядка 150 тысяч рублей. Как правило, они либо улучшают жилплощадь, продавая свою старую квартиру, либо разъезжаются с бывшим супругом.
Старшее поколение – 20%. Это люди 40-55 лет, которые приобретают квартиру для детей или - что реже, но встречается – для сдачи в аренду.
Как отмечают эксперты «Метриум Групп», около 15% покупателей покупают квартиру на собственные накопления, 40% - за счет продажи своего жилья в другом регионе или недвижимости, доставшейся по наследству. Реальный пример: молодой семье москвичей, снимавших квартиру и не желающих жить с родственниками, по наследству досталась трехкомнатная квартира в районе Кутузовского проспекта (которая также досталась по наследству ещё трем родственникам). Продав вместе с другими наследниками трешку на Кутузовском и добавив ипотечный кредит, они приобрели двушку в бюджетной новостройке в районе Митино. Она - менеджер проектов в крупном издательстве, он – руководитель группы разработчиков в лаборатории.
При этом вопреки всеобщему стереотипу, жизнь у людей после того, как они взяли ипотечный кредит, не заканчивается. «Да, ипотека ограничивает траты, но одновременно и стимулирует к профессиональному росту, к бОльшей заработной плате, - утверждает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп». - Если изначально при оформлении кредита был применен разумный подход и ежемесячный платеж составляет 30-45% от семейного дохода, то каких-то критических жертв нести не приходится. Естественно, при доходе семьи из трех человек в 70 000 рублей платить 31 500 и жить на 38 500, наверное, сложно. При доходе 150 000 рублей платить 65 000 и жить на 95 000 несколько легче. Да, необходимо более тщательно планировать семейный бюджет: отпуск, крупные покупки, отказаться от эмоциональных покупок, реже менять автомобиль (если он есть). Но эти вещи, в принципе, нормальны и логичны для любой семьи, ставящей перед собой крупные финансовые цели, к которым относится приобретение квартиры».
Тот, кто влез в так называемую «кабалу», отдавая по 50% и более от своего дохода, поставил себя в худшие условия. От таких людей действительно можно услышать, что они сильно ограничивают себя во всем. «Сам принцип ипотеки подразумевает, что фиксируя в один момент стоимость квартиры, человек, тем не менее, не останавливается на достигнутом уровне, и со временем его доходы растут, - комментирует Мария Литинецкая. - Помешать этим планам могут экономические кризисы, болезни/смерть близких, партнера (к сожалению, и такое встречается довольно часто) и собственная лень. Если рассматривать платежи за СВОЮ квартиру, как бремя, то оно всегда тяжелое. Если рассматривать, как возможность улучшения жизни, то «своя ноша не тянет».
При выборе квартиры для большинства россиян бюджет покупки все-таки в приоритете, тем более – для ипотечников. В рамках определенной суммы они стараются найти несколько вариантов и выбрать наиболее подходящий из них. В первую очередь учитываются месторасположение и транспортная доступность объекта. Затем уже оцениваются другие характеристики: наличие инфраструктурных объектов, качество строительства и прочее. Еще один немаловажный фактор – это репутация застройщика. Покупатели доступного жилья, как никто другие, готовы досконально изучать всю информацию о девелопере и его проектах, чтобы свести к минимуму шанс потерять свои деньги.
«Если квартиру покупает пара, то за бюджет, как правило, отвечает мужчина, в том числе и за принятие таких важных решений как выбор застройщика, объекта, изучение документов, транспортной доступности. Женщины более эмоциональны и практичны – они смотрят на вид из окна, расположение комнат, инфраструктуру (магазины, сады, школы), экологию района, удаленность от родителей, друзей. Причем взгляд женщины может существенно преобладать: общее решение может быть положительным, но последнее слово будет за эмоциональной составляющей», - резюмирует Мария Литинецкая.