Как известно, в современном мире электроэнергия является одним из наиболее важных ресурсов. Она находит своё применение практически во всех сферах человеческой деятельности, причём в большинстве случаев заменить её каким-либо другим источником энергии не представляется возможным.
В связи с развитием рыночных отношений в электроэнергетике электроэнергию следует рассматривать не только как физическое явление, но и как товар, который должен соответствовать определённому качеству и требованиям рынка.
При этом электроэнергия – товар совершенно особый. В случае возникновения претензий его нельзя обменять у продавца на аналогичный лучшего качества. Кроме того, его свойства могут изменяться в зависимости от времени суток, погодных и климатических условий, изменения нагрузки энергосистемы, возникновение аварийных режимов в сети и т.д. Немаловажной особенностью электроэнергии является также то, что её свойства зачастую зависят не только от поставщиков, но и от самого потребителя. К примеру, поставщик может в пределах возможного поддерживать частоту и напряжение электрического тока в точке подключения потребителя, однако сила и фаза тока, потребляемого из сети, целиком определяется последним.
Под качеством энергии следует понимать степень соответствия фактических значений её параметров установленным ГОСТ значениям.
Снижение качества электрической энергии может привести к заметным изменениям режимов работы электроприёмников и в результате уменьшению производительности рабочих механизмов, ухудшению качества продукции, сокращению срока службы электрооборудования, повышению вероятности аварий.
В России показатели и нормы качества электрической энергии устанавливаются ГОСТР 54149-2010, который вступил в действие с 2013 года.
Согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике», ответственность перед потребителями за обеспечение качества электроэнергии несут энергосбытовые организации и поставщики. Однако на деле данному вопросу далеко не всегда уделяется должное внимание. Если в советские времена контрольные функции были возложены на ОРГРЭС, и работа велась в целом достаточно эффективно, то на современном этапе данная проблема стоит весьма остро.
По словам генерального директора российской инжиниринговой компании "СитиЭнерго" Станислава Гынденова, на практике нередки ситуации, когда при возникновении проблем с обеспечением качества электроэнергии, бывает весьма проблематично найти непосредственных виновников. Энергосбытовые организации винят во всем сетевые и генерирующие компании, которые, в свою очередь, перекладывают ответственность друг на друга. В итоге страдают конечные потребители, которые подчас несут материальные потери в виде сгоревших раньше срока электроприборов. Кроме того, ухудшение качества электроэнергии может оказывать влияние на показатели счетчиков.
Наиболее оптимальным вариантом решения данной проблемы, по мнению Гынденова, было бы создание в России специализированных центров дистанционного управления (ЦДУ), действующих на уровне товариществ собственников жилья (ТСЖ), которые бы полностью осуществляли контроль за качеством и уровнем расходования электроэнергии на этапе конечного потребления. Это, в свою очередь, позволило бы не только совершенно четко определять виновников тех или иных системных сбоев и корректировать их работу, но существенно повысить эффективность работы отечественной энергетической отрасли в целом.