Некоторое время назад мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что для того, чтобы исправить сложную ситуацию на автомобильных дорогах, в Москве начнется строительство специальных пересадочных точек, в проектах которых основным элементом являются перехватывающие парковки. В 2011 году было построено 8 таких парковок, в 2012 – 12. Таким образом, 20 существующих ныне перехватывающих парковок размещены возле 11 станций метро, они предлагают почти 5 000 машиномест. О значимости подобных парковок рассказывают специалисты ГК «МИЦ».
Основная функция перехватывающих парковок – размещение автомобильного транспорта в тот период времени, пока его владельцы пересаживаются на иные транспортные средства, как правило, общественные – на метро или автобусы. Впервые перехватывающие парковки появились в 70-х годах прошлого века в США, когда такие сооружения стали размещаться в пригородах крупных городов или на границе между городом и пригородом.
В мировой практике перехватывающие парковки имеют свои категории. Они могут быть обслуживаемыми общественным транспортом или необслуживаемыми. Последние еще называются собирающими, потому что на них водители, приехавшие на личных индивидуальных транспортных средствах, кооперируются и дальше едут на автомобиле одного из трех-четырех человек. Разделяются перехватывающие парковки и по проектному решению – бывают наземные, подземные и надземные парковки.
В Москве впервые о перехватывающих парковках говорили в июле 2005 года на совещании правительства Москвы. Тогда было даже утверждено их количество – планировалось построить около 170 объектов, что требовало серьезного изменения облика Москвы – работы должны были вестись на Крымском валу, Новой и Старой площадях, Павелецкой площади и в других местах в центре столицы. Но после корректировки, осуществленной мэром Юрием Лужковым, решили оставить 23 объекта, размещенных преимущественно на конечных станциях метрополитена.
С приходом мэра Собянина возведение перехватывающих парковок заметно активизировалось. В Москве сейчас размещены перехватывающие парковки возле станций метро «Аннино», «Славянский бульвар», «Строгино», «Волоколамская», «Зябликово», «Шипиловская», «Бульвар Дмитрия Донского», «Войковская». Надо отметить, что режим работы перехватывающих парковок возле этих станций предполагает отсутствие платы за стоянку автомобиля с 06:00 до 21:30, но только в том случае, если автовладелец совершает в день две поездки на метро. Недавно было объявлено, что транспортно-пересадочный узел будет возведен на западе столицы – в районе метро «Кунцевская». Три парковки здесь будут вмещать 1768 машин. Западное направление вообще считается достаточно развитым с точки зрения перехватывающих парковок. Например, только на юго-западе Москвы открыты узлы возле 6 станций. У «Бульвара Дмитрия Донского» «Каховской», «Бунинской аллеи», «Теплого стана», «Бульвара Адмирала Ушакова», «Улицы Скобелевской». К 2020 году в Москве планируется построить 250 транспортных узлов на 30 000 машиномест.
По мнению специалистов ГК «МИЦ», подобные парковки и пересадочные узлы являются большим плюсом, прежде всего, для жителей Подмосковья, которые работают в Москве. Возможность доехать до метро на автомобиле и оставить его не где-то в случайном дворе, а на специальной парковке позволяет многим экономить и время, и бензин, не простаивая в столичных пробках и не усугубляя их. Если таких парковок будет становиться больше (а сейчас этот процесс идет все активнее), приобретать квартиры в ближнем Подмосковье станет еще более выгодно.